История марки Cezet.
Год основания
компании 1932 год.
В начале 30-х годов
ХХ столетия в Чехословакии существовала всего лишь одна известная мотоциклетная
марка – Jawa. И тогда руководством компании Ceska Zbrojovka было принято
решение также начать выпуск мотоциклов. Новообразованное предприятие получила
название Cezet. Практически сразу же была произведена первая модель
мотовелосипеда.
Двигатель объёмом в
60 кубических сантиметров решили установить на переднее колесо, но это было
совсем неудачным решением. В продажу байк так и не поступил. Следующая модель,
тоже мотовелосипед, но уже с двигателем в 76 «кубов», установленным под рамой,
была намного лучше.
Началось серийное
производство и постепенная модернизация мотоцикла. Были выпущены более мощные
модели с двигателями в 100 и 175 кубических сантиметров. Уже к 1936 году
стартовало производство 250-кубовых мотоциклов. Вскоре на них стали
устанавливать одноцилиндровые двигатели объёмом в 350 и двухцилиндровые – в 500
«кубов». Параллельно проектировалась и линейка лёгких мотоциклов с двигателями
в 125 кубических сантиметров.
После войны эта
линейка получила своё продолжение. На новом мотоцикле была установлена
телескопическая вилка и свечная задняя подвеска. По мнению современников,
мотоциклы, которые выпускались на заводах Cezet, были очень хорошими, но
уровень продаж оставался на довольно низком уровне. Объясняется это
технологическим отрывов другой чешской марки – Jawa, которая начала заниматься
мотоциклами гораздо раньше, нежели Cezet. Поэтому единственным решением в той
ситуации был переход па мотоциклы, спроектированные на фабриках Jawa, но со
своими двигателями в 123 и 148 кубических сантиметров. Произошло это в 1954
году.
Тогда же компания
Cezet вошла в концерн Jawa, но история CZ на этом не закончилась. Компания не
стала полностью объединяться с Jawa, а продолжала выпускать собственные модели.
Так в конце 50-х годов ХХ века руководство Cezet обратило своё внимание на
спортивную индустрию.
Ярослав Кох, один
из лучших инженеров компании, занялся проектировкой гоночных мотоциклов и
мотороллеров. Это могло принести успех компании, но случилось непредвиденное –
правительство Чехии решило перенести мотоциклетное производство в другое место.
Такие преобразования коснулись обеих чешских марок. Jawa и CZ пришлось
совместно выпускать новую унифицированную линейку мотоциклов с различными
объёмами двигателей – от 125 до 350 «кубов».
Спустя лишь
несколько лет, компания Cezet вернулась к идее производства спортивных моделей.
Новый мотоцикл Cezet-250 превзошел все ожидания. Призовые места на чемпионатах
мира стали для гонщиков, ездивших на этом байке, обыденным явлением. Тем самым
модель Cezet-250 составила прекрасную рекламу для компании.
Это были лучшие
годы CZ. На волне успеха состоялось ещё одно важное событие. В гоночную команду
Cezet вошёл советский гонщик Игорь Григорьев, благодаря профессионализму
которого побед стало ещё больше. Со временем его имя и имя мотоциклов Cezet
прозвучало на весь мир. Вскоре появилась и новая спортивная модель - Cezet-360,
ставшая еще лучше прежней. Только за вторую половину 60-х годов было завоёвано
три золотые медали, не считая остальных наград.
Компания Cezet
постепенно догнала Jawa, и они вдвоём стали господствовать на
восточноевропейском рынке реализации мотоциклов. А через несколько лет компания
и вовсе вырвалась в лидеры. Произошло это потому, что руководство CZ лучше
сумело сориентироваться в условиях новой политической обстановки. Распалась
Организация Варшавского Договора, и на рынок Восточной Европы проникли западные
модели. В Чехии только Cezet смог с ними конкурировать.
Но долго это
продолжаться не могло. Компании пришлось налаживать тесные связи с итальянской
компанией Cagiva, переживавшей свои золотые годы, и к тому времени поглотившей
не одну мотоциклетную фирму.
В начале 90-х годов
Cagiva купила и CZ. Теперь на чешских заводах работали уже итальянские
специалисты. Был выпущен новый мотоцикл Roadster со 124-кубовым двигателем
Cagiva, но этот проект успеха не принёс – он выразился только в убытках для
итальянской компании. Вскоре в руководстве Cagiva поняли, что перспектив на
восточно-европейском рынке практически нет, и отказались от финансирования
Cezet. Так закончилась история одной из двух чешских марок, известных
мотолюбителям всего мира.
|