История марки Zundapp.
Компания
Zundapp(цундапп, цюндапп в русской транскрипции) в наши дни совершенно забыта.
Между тем, несколько десятков лет назад это был один из крупнейших
мотопроизводителей Германии, и продукция его была не менее популярна, чем
мотоциклы компании BMW.
Сегодня это имя
известно только любителям раритетной мототехники и, может быть, тем, кто
глубоко интересуется вооружением и транспортом времен Второй Мировой.
Фирма появилась в
1917 году и намеревалась заняться выпуском взрывателей. Для этой цели был
построен огромный завод, который удалось запустить очень вовремя - как раз к
окончанию войны. Процветать бы и процветать производству, но по непонятным
причинам спрос на гранаты и снаряды вдруг резко упал.
Решено было, чтобы
не скучать до второй мировой, заняться мотоциклами. Эталоном стал английский
«Левис». Дебют состоялся в 1922 году и назывался Zundapp Z22. Машина весила 60
кг, имела одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 211 «кубиков»
мощностью 2,25 л.с., ременной привод на заднее колесо и позиционировалась как
«мотоцикл для всех», т. е. дешево и сердито. Немцы подтвердили свой рекламный
лозунг: оказалось дешево - рекордный заезд в Берлине показал расход топлива в
0,75 л на сотню (не спрашивайте, где можно купить Z22 - не знаю), и сердито -
машина доказала это во время пробегов по Европе и Африке, разгоняясь аж до 65
км/ч. ММВЗ отдыхает!
Вскорости мотоцикл
усовершествовали - довели объем до 250 «кубов», сделали трехступенчатую КПП и
цепной привод. В 1927 году появились грузовые трайки.
В начале тридцатых
в фирме появились новые конструкторы - братья Рихард и Ксавьер Кюхены. Братки
Кюхены лихо подняли производство на новый уровень: в 1933 году стартовала
линейка мотоциклов под индексом К. Все мотоциклы этой серии имели двигатели,
объединенные с четырехступенчатой цепной КПП в единый блок привод валом на
заднее колесо, штампованные рамы. Появились мотоциклы с одноцилиндровым двухтактным
двигателем объемом 200 см³, двухцилиндровые четырехтактные оппозитные
четырехсотки, пятисотки и шестисотки и даже четырехцилиндровый оппозит объемом
800 «кубиков». В 1935 году одноцилиндровик получил новый двигатель с
трехканальной продувкой и трубчатую раму - полегче, а в 1936 году появились
варианты четыретактников с верхнеклапанными движками.
Вторая мировая
война потребовала от мотопрома свою долю внимания и Zundapp сотворил аппарат с
двухцилиндровым верхнеклапанным движком объемом 750 см³, приводом на коляску и
четырехступенчатой КПП, имеющей заднюю передачу. Не шибко оригинально - такие
же машины предложила BMW, таким стал и остался по сей день Урал. Из войны фирма
вышла с разрушенным головным заводом и вопросом «как жить дальше?». К 1947 году
выпуск мотоциклов удалось возобновить, но вопрос остался. Впрочем, довольно
быстро разрешился: среднему немцу того времени автомобиль был совсем не по
карману и потому спрос на мотоциклы был изрядный. Сначала выпускали 200-кубовый
двухтактный агрегат, а в 1949 г появился Zundapp KS601, оснащенный
двухцилиндровым четырехтактным оппозитным двигателем с рабочим объемом 596 куб.
см. и мощностью 28 л.с. Максимальная скорость аппарата составила 140 км/ч.
В 1950 году
мотоциклы получили переднюю телескопическую вилку и свечную заднюю подвеску, а
в 1953 году появилось новое семейство мотоциклов под названием Elastic. Мотоциклы
этой серии имели двухтактные движки объемом 198 и 246 см³. В том же году начали
выпускать мопеды серии Сombinette и мотороллеры Bella. В 1959 году производство
переехало на новый завод. Правда, там тяжелый оппозит уже не выпускался - спрос
на подобные мотоциклы упал, их стали вытеснять с рынка автомобили. Многие конкуренты
на этом погорели, не сумев вовремя предугадать изменение рыночной конъюктуры. В
общем, молодцы они, «цундапские» маркетологи.
В итоге к началу
шестидесятых Zundapp оказался крупнейшим производителем мототехники в Германии.
Производилась широкая гамма аппаратов - мопеды и мокики, мотоциклы Trophy,
мотороллеры Bella. В середине десятилетия на смену старым моделям пришли новые
современные легкие мотоциклы. Первым стал Zundapp KS 50, дебютировавший в 1961
году. «Малыш» показал свою резвость и выносливость во время испытаний на
автодроме «Монца», где непрерывно работая 144 часа проехал 10600 километров со
средней скоростью 70,24 км/ч. - каково!
В 1963 году
появился 98-кубовый аналог KS 50. В 1968 году новые достижения: команда Zundapp
побеждает в шестидневных международных соревнованиях. В 1970 появляется Zundapp
KS 125, имеющий трубчатую дуплексную раму и двигатель мощность аж 15 л.с.
В 1972 году
появилась новая модель, явно опeредившая свое время и потому не совсем удачная
с коммерческой точки зрения: мокики c 500-ваттным электродвигателем. В том же
году фирма приступила к производству Zundapp KSSOWC "полтинникового"
мотоцикла с жидкостным охлаждением! В 1976 году появился Zundapp KS 175
оснащенный двигателем рабочим объемом 163 см³ и мощностью 17 л.с. с жидкостным
охлаждением, дисковым тормозом переднего колеса и литыми дисками. Машина весила
120 кг и разгонялась до 130 км/ч. Кроме того производственная программа
включала в себя и спортивные мотоциклы, на одном и которых Андре Малербе
выиграл чемпионаты по мотокроссу в 1973 и 1974 годах.
Великолепно
работающее предприятие, прочно занятая на рынке ниша, современное произвоство -
что может угрожать такой компании. Стремительно развивающийся японский
мотопром, убил Zundapp. В 1984 году команда Zundapp выиграла чемпионат мира по
шоссейно- кольцевым гонкам. Красивый жест перед уходом со сцены: в 1985 году
оборудование с заводов Zundapp работало уже в Китае.
|