В далеком 1900 году Джо Стивенс и его
четверо сыновей увлеклись идеей моторного транспорта и следующие десять лет
поставляли производимые на их заводе в Вулвергемптоне двигатели другим
компаниям. В 1910 году дебютировала первая модель мотоцикла AJS. Это название
образовалось от инициалов старшего из братьев Альберта Джона (A.J. Stevens).
Это был традиционный мотоцикл, оснащенный 292-кубовым двигателем с боковыми
клапанами и непосредственным ременным или двухскоростным цепным приводом на
выбор. К 1912 году двигатель этой модели был увеличен в объеме до 315 см³. В
том же году появилась двухцилиндровая модель с V-twin двигателем объемом 631
см³. Она пользовалась популярностью в колясочной модификации. Увеличивались
объемы двигателей, улучшалась трансмиссия, коммерческому успеху мотоциклов AJS
способствовали достижения в различных соревнованиях. Первое и второе места плюс
две машины фирмы, а первой шестерке - такой результат в гонках серии Junior TT
1914 года не мог не обратить на себя всеобщее внимание. Спрос на модели AJS
возрастал, однако в 1-ю мировую войну выпускался только двухцилиндровый
мотоцикл для военных нужд. Так продолжалось до 1920 года, когда фирма решила
вернуться в гонки младшей серии ТТ с новой верхнеклапанной моделью. Сначала все
шесть стартовавших машин фирмы вырвались в лидеры, но пяти из них по разным
причинам пришлось закончить гонку досрочно. И только последний оставшийся на
ходу мотоцикл финишировал первым с большим отрывом, несмотря на возникшие на
последнем отрезке дистанции технические проблемы. В 1921 году заводская команда
на модернизированных машинах выступила лучше: было завоевано четыре первых
места в гонках серии Junior TT и одно первое в серии Senior ТТ. В 1922 году
серия Junior TT опять покорилась им, но на протяжении остального десятилетия
мотоциклы AJS не могли подняться выше второго места.
Верхнеклапанная модель дорожного мотоцикла с
двигателем объемом 349 см³, в конце концов, вошла в модельный ряд 1923 года. В
это время спортивные модели получили прозвище «Большая Труба». В том же году на
базе колясочных мастерских фирма открыла новое отделение по производству
радиоприемников, проработавшее до 1928 года. Одноцилиндровые двигатели объемом
350 и 500 см³ использовались в машинах фирмы наряду с увеличенными до 799 см³
V-twin моторами. С 1927 года фирма приступила к производству кузовов для
автомодели Nine компании Clyno. Одновременно с этим на смену старым
гоночным моторам пришли более современные двигатели объемом 349 и 499 см³ с
верхним распределительным валом. На этих двигателях цепной привод
распределительного вала и магнето с натяжным устройством Weller закрывался
алюминиевым кожухом. Четырехступенчатая коробка передач показала свои
возможности, но, как и на более ранних моделях AJS, она требовала
усовершенствования.
Модели
с распределительным валом появились в 1928 году. По объему среди них выделялась
модель с 249-кубовым двигателем с боковыми клапанами. В том же 1928 году
появилась экспериментальная модель с верхнеклапанным четырехцилиндровым рядным
двигателем, которая так и осталась экспериментальной. В начале 1929 года
компания Clyno прекратила свое
существование, следовательно, был прерван и контракт по поставке ей кузовов.
Поэтому AJS приступила к производству шасси для грузовых автомобилей, а в 1930
году стала выпускать автомодель Nine уже
под собственной маркой.
Тем временем на машинах стал применяться
обтекаемый бак, a V-twin двигатель увеличился в объеме до 998 см³. В модельный
ряд 1930 года была включена модель с 249-кубовым верхнеклапанным двигателем. На
некоторых моделях двигатель был наклонен по моде тех лет.
Наконец, в гонках серии ТТ среди легких
мотоциклов был одержан ряд побед. В 1931 году фирма столкнулась с финансовыми
проблемами. Ей пришлось расширить свой модельный ряд для привлечения более
широкого круга потребителей. Одна из новых моделей с поперечным 498-кубовым
V-twin двигателем с боковыми клапанами, трехступенчатой коробкой передач,
двойной рамой и цепным приводом стала провальной из-за излишней плавности и
бесшумности.
В том же году финансовые проблемы фирмы
обострились, и ее кредиторы понесли значительные убытки. Это означало конец
завода в Вулвергемптоне, но не конец марки AJS и клана Стивенсов. Фирма Matchless купила марку, перенесла производство
мотоциклов на свой завод в Пламстэде (Южный Лондон) и тем самым слилась с одной
из самых старых фирм в мото-промышленности.
|