Истоки марки Ariel восходят к 1870
году, когда Джеймс Старли (James
Starley) и Уильям Хиллман (William
Hillman) запатентовали велосипедное колесо с тангентными проволочными спицами.
Вскоре они начали производство первых в Англии цельнометаллических велосипедов,
назвав их Ariel (дух воздуха). В 1897 году их компания объединилась с фирмой
Westwood Manufacturing Company. Новообразованный концерн Cycle Components Ltd.
выпускал не только велосипеды марки Ariel, но и комплектующие для многих
велосипедных заводов Великобритании.
В 1898 году компания выпустила партию трициклов с французским двигателем
De Dion. Вразрез с общепринятой в те годы практикой мотор был
смонтирован не за задней осью, а перед ней, что улучшало развесовку и
управляемость машины. В 1900 году компания представила квадроцикл аналогичной
схемы, а в 1902 году началось производство двухколесных мотоциклов с двигателем
Kerry.
В 1910 году компания Ariel начала производство нижнеклапанных
одноцилиндровых двигателей рабочим объемом 350 и 500 см³, созданных по лицензии
фирмы «Уайт энд Поппи».
В 1914 году модельный ряд расширился за счет тяжелого мотоцикла с
четырехтактным двухцилиндровым V-образным двигателем рабочим объемом 663 см³
производства фирмы «Эбингдон Кинг Дикк» и
очень совершенной по тем временам модели «Ариэлетт» (Arielette) с 349-кубовым
двухтактным двигателем собственной конструкции. В годы Первой мировой войны
предприятие в основном выполняло заказы, не связанные с мотоциклами, хотя
некоторое количество 500-кубовых машин было выпущено для армейского корпуса в
Месопотамии.
По окончании боевых действий компания продолжила выпуск мотоциклов
довоенной конструкции, но былая популярность марки постепенно сходила на нет.
Положение изменилось в середине 20-х годов, когда мотоциклетное производство
возглавил Джек Сэнгстер (Jack Sangster), сын владельца «Сайклз Компонентс
Лимитед». Первым делом Сангстер-младший переманил из фирмы ДжАП одаренного конструктора Валентайна «Вэла» Пейджа (Valentine
«Val» Page), поручив ему разработку нового модельного ряда.
Спроектированные Пейджем мотоциклы с 496-кубовым верхнеклапанным и
557-кубовым нижнеклапанным моторами дебютировали в 1926 году. Чтобы
представить, насколько новаторскими были эти машины, достаточно сказать, что
нижнеклапанный мотор без особых изменений выпускался до 1954 года, а
характерный для этих машин каплевидный бензобак на верхней трубе рамы вскоре
скопировали практически все мотоциклетные производители мира. Обновлен был и
легкий мотоцикл с 249-кубовым нижнеклапанным двигателем (в 1928 году он получил
и верхнеклапанную модификацию).
К сезону 1930 года Пейдж разработал также семейство мотоциклов с
дуплексными рамами и одноцилиндровыми двигателями со столь сильно (30° к
горизонтали) наклоненными цилиндрами, что модели получили прозвище «Flat
single» – (Плоская единичка). Семейство включало в себя 557-кубовую
нижнеклапанную машину и мотоциклы с верхнеклапанными моторами рабочим объемом
249 и 497 см³.
Вторым юным талантом, которого пригрел Сангстер, стал Эдвард Тернер
(Edward Turner). Молодой инженер заинтересовал босса необычной компоновкой
силового агрегата: четыре цилиндра располагались по углам квадрата. Два
коленчатых вала были связаны между собой шестеренной передачей (венцы которой
были нарезаны прямо на центрально расположенных маховиках); шатунные шейки
крепились к маховикам консольно, кроме левого заднего цилиндра, с которого шла
передача на трансмиссию. Все клапаны приводились центральным верхним
распределительным валом с цепным приводом. 493-кубовый мотор отличался такой
уравновешенностью и плавностью работы, что прототип испытывался в шасси
250-кубового мотоцикла. Но, во избежание риска, серийный мотоцикл,
дебютировавший на Лондонской выставке 1930 года под названием «Square Four» –
(Квадратная четверка), получил массивную ходовую часть 500-кубового «Flat
single». Увы, динамика этого варианта оказалась скромной, и поэтому уже через
год рабочий объем двигателя был увеличен до 598 см³, а мощность - до 24 л.с.
Кстати, в разработке этого мотоцикла Тернеру ассистировал Берт Хопвуд (Bert
Hopwood), который впоследствии сам стал выдающимся мотоциклетным инженером.
В начале 30-х годов Пейдж перешел в компанию Triumph, и Тернер стал главным конструктором фирмы. Под его
руководством было создано знаменитое семейство «Red Hunter» – (Красный
охотник). Основой для него послужила созданная Пейджем еще в 1926 году
верхнеклапанная модель. Кроме глубокой модернизации всех узлов, Тернер расширил
гамму рабочих объемов от 249 до 498 см³ и придал машинам впечатляющую
внешность, которую подчеркивали ярко-красный бензобаке приборной панелью и
масса хромированных деталей.
Производство новых «пятисоток» началось в 1933 году, а 250- и
350-кубовых версий - тремя годами позже. В то время как «Square Four» являлся
весьма дорогой «парадной лошадкой» ограниченного спроса, «Охотники» вкупе со
старомодными нижнеклапанными моделями обеспечивали фирме основной объем сбыта в
тяжелый период экономического спада.
В 1936 году Джек Сангстер приобрел мотоциклетное отделение компании Triumph и перевел туда Тернера. Последняя
работа, которую тот успел выполнить для фирмы Ariel, - тотальное обновление
двигателя «Square Four». На сей раз мотор получил полноопорные коленчатые валы,
соединяющая их шестеренная передача переместилась на левую сторону, а вместо
затруднявшего охлаждение головки (из-за чего машина страдала от прогорания
прокладок) верхнего распределительного вала Тернер применил штанговый привод
верхних клапанов. Кроме первоначального варианта, компания стала выпускать еще
один - с двигателем рабочим объемом 997см³ и мощностью 38 л.с. Этот мотоцикл
развивал максимальную скорость 160 км/ч. С 1939 года на всех моделях компании,
кроме 250-кубовых, по заказу устанавливали заднюю подвеску системы инженера
Фрэнка Энсти (Frank Anstey), которая отличалась наличием промежуточных рычагов,
благодаря чему при работе подвески не так сильно изменялось натяжение цепи.
346-кубовая модификация «Red Hunter» послужила основой для создания
армейского мотоцикла Ариэль W/NG. Любопытно, что проведенные изменения
(усиление рамы, увеличение дорожного просвета) практически повторяли предвоенную
модернизацию ходовой части для Шестидневных соревнований ФИМ (FIM). Эта же
машина с двигателем мощностью 13 л.с., получившая телескопическую переднюю
вилку, цивильную окраску и индекс «NG», открыла в 1945 году рыночные продажи.
Вскоре возобновилось производство верхнеклапанной модели «VG» (499 см³, 22
л.с), нижнеклапанной «VB» (598 см³, 15 л.с), и «Сквэа фор» - на сей раз только
в 997-кубовом варианте мощностью 36 л.с.
Между тем в истории компании Ariel начался новый этап: в 1944 году Джек
Сангстер продал ее концерну BSA. Поначалу
новые хозяева не посягали на самобытность марки и даже направили Пейджа
(который пришел в BSA после покупки Сангсгером Triumph в 1936 году) для модернизации и
пополнения модельного ряда. Сначала Пейдж разработал двухцилиндровый мотоцикл с
верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 499 см³, производство которого в
базовом варианте «KG» ( 24 л.с.) и форсированном «КН» (26 л.с.) началось в 1947
году. Затем он обновил «Square Four»: изменение материала цилиндров и головок,
с чугуна на алюминиевый сплав позволило почти на 15 кг снизить массу двигателя.
В 1953 году флагман вновь был модернизирован: новая головка цилиндра, с
увеличенной степенью сжатия и четырьмя выпускными трубами, позволила поднять
максимальную мощность с 36 до 42 л.с. Тем временем у руководства концерна
возобладала тяга к унификации: модели 1954 года (кроме «Square Four») получили
новую раму единой конструкции с маятниковой подвеской заднего колеса, а на
двухцилиндровые версии - КН Fieldmaster ( 498 см³, 26 л.с.)
и FH Huntrnaster ( 646 см³, 35 л.с.) - стали устанавливать двигатели BSA.
Сходный с 250-кубовыми моторами BSA двигатель получил и новичок гаммы LH Colt ( 197 см³, 10
л.с).
Как и следовало ожидать, подобная унификация привела к конкуренции
моделей на рынке и общему падению сбыта. Тогда в недрах руководства концерна
возник «гениальный ход» - перевести завод Ariel на выпуск машины, в корне
отличной от всей остальной продукции. Разработку новинки вновь поручили Пейджу.
Дебютировавший в 1958 году Ariel Leader произвел настоящий фурор. Пейдж постарался
создать «двухколесный автомобиль»: закрывающий водителя спереди щит с большим
ветровым стеклом, полностью закрытый съемными штампованными панелями силовой
агрегат, приборный щиток с указателем уровня топлива и часами с шестидневным
заводом, совершенно экзотические по тем временам указатели поворотов. Под стать
необычной внешности было и техническое устройство. Основу рамы составляли
сваренные между собой две горизонтальные штампованные панели. В образованной
ими полости под седлом размещался бензобак; в фальшивом же «баке» находился
запираемый багажник (еще два багажных кофра размещались у заднего колеса). К
раме подвешивался двухцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 247 см³
и мощностью 16 л.с. Сильно наклоненные вперед цилиндры имели горизонтальное
оребрение. Довершала общую картину короткорычажная передняя вилка с массивным
кожухом.
Поначалу сбыт новинки соответствовал ожиданиям руководства, и в 1959
году было прекращено изготовление всех четырехтактных моделей - от «Colt» до
«Square Four». Но вскоре стала понятной мудрость поговорки о яйцах, которые не
следует класть в одну корзину. Сбыт на внутреннем рынке не оправдывал затрат на
оснащение производства, а надежды на экспорт провалились: европейцев оттолкнули
высокая цена и непривычная внешность, американцы же просто не жаловали
двухтактные дорожные мотоциклы. Спешно принятые меры - максимально «раздетая» и
облегченная модель Arrow (1960 год), форсированная до 20 л.с. версия Ariel
Sport Arrow (1961 год), маленький Ariel Pixie ( 1962 год) со штампованной рамой
и 50-кубовым верхнеклапанным двигателем по образцу «БСА Бигль» — не выправили
ситуацию. Остался прототипом мотоцикл с четырехцилиндровым продольным
горизонтальным 600-кубовым двигателем и приводом на заднее колесо карданным валом:
через 20 лет подобную схему с успехом реализовал концерн BMW.
Падение спроса привело к таким убыткам, что в 1963 году пришлось закрыть завод
Ariel и перенести производство моделей «Leader» и «Arrow» на завод BSA,
где оно полностью прекратилось через два года.
В 1970 году концерн BSA под маркой «Ariel 3» выпустил трехколесный мотороллер с
шарнирным креплением рамы к двухколесной задней тележке, в которой размещался
50-кубовый двухтактный двигатель. Машина отличалась неважной управляемостью,
спрос оказался вялым, и вскоре марка Ariel окончательно исчезла со сцены.
|