Компания Armstrong Equipment, основанная в
1978 году в городе Хамберсайд (Англия) Гарри Купером, в первое время
специализировалась на производстве автомобильных подвесок и иного подобного
оборудования. Однако спустя два года со дня основания руководством компании
было принято решение расширить производство путём расширения ассортимента
выпускаемой продукции. В числе прочего появилась новая мотоциклетная марка
Armstrong.
Но с нуля начать такую индустрию было
довольно сложно. Начался активный поиск компаний, на основе разработок которых
можно было начать своё производство. Было обращено внимание на завод компании Triumph в Меридене. В те годы Triumph переживал страшный кризис и был готов
закрыться. Однако сделка, несмотря на это, так и не состоялась. Выходом стала
компания Cotton, активно занимавшаяся в те
годы самоликвидацией. У Cotton уже были
налажены некоторые связи, в частности, с компаниями Bolton и Rotax. Кроме того, в
стадии разработки находился проект гоночного мотоцикла.
Гоночная программа была продолжена. Барри
Харт, не очень известный, но хороший специалист в этой области, был назначен
главным инженером. Уже через год 250-кубовая гоночная модель с двухтактным
двигателем была доведена до ума и пущена в массовое производство. Немаленькие
деньги, выделенные на это Armstrong Equipment, не пропали зря. В 1982 году Стив
Тонкин выиграл гонки Junior ТТ, проходящие на острове Мэн, а также завоевал
звание чемпиона Великобритании. Это был несомненный успех, наверху решили, что
мотоциклетное производство себя оправдывает, в связи с чем, разработки были
продолжены.
Теперь взор был обращён на дорожные модели.
В довольно короткие сроки было сконструировано несколько моделей с двигателями
различной кубатуры - 250, 350, 500 и 750 кубических сантиметров. Они сразу же
поступили в продажу. Спрос на них был не велик, но вполне достаточен, чтобы с
лишком покрывать расходы.
Вскоре Харт загорелся идеей совершенно новой
модели с двухцилиндровым 350-кубовым двигателем. По его задумке, цилиндры в
машине расположены линейно, но картер должен быть разделен горизонтально.
Поршни были подобны тем, что использовались в 250-кубовой модели, но имели
твёрдое хромовое покрытие, а высота их составляла 64 миллиметра. Была
установлена подающая большие надежды электронная система зажигания Motoplat, использовались карбюраторы Mikuni размером 34 миллиметра мощного
гоночного автомобиля. Но вот с мощностью вышла небольшая заминка. На испытаниях
она составила 86 лошадиных сил. Отличный показатель, но в документации годичной
давности была прописана другая цифра – 90 лошадиных сил. Однако, несмотря на
это, машина, получившая название СМ 36, продолжала оставаться главным
претендентом на чемпионство в классе 350 кубических сантиметров во многих
соревнования. Так утверждали и разработчики, и эксперты.
Но вдруг по чемпионским амбициям компании, а
также её спортивной команды был нанесён страшный, непоправимый удар от
международной федерации мотоспорта. Все соревнования в классе 350 кубических
сантиметров были прекращены. Такой поворот событий превратил модель,
справедливо претендующую на многочисленные мировые рекорды, в один из многих,
пусть и очень хороший, мотоцикл на мировом рынке мототехники. Причём не особо
раскупаемый, ведь обычным покупателям не всегда нужны настолько хорошие
характеристики, а цена давала о себе знать.
Это была настоящая трагедия для компании.
Уже успевшая немного устареть 250-кубовая модель не показывала выдающихся
результатов. Необходимо было что-то предпринять. Так в 1984 году вышла новая
модель с двигателем в 250 кубических сантиметров. В первую очередь, её отличала
двухлонжерная углеволоконная рама. Ей прочили неплохие перспективы. Была
создана отличная команда, состоящая из Наялла Маккензи, Тони Хеда и Чеса
Мортимера. Модель, созданная в первую очередь для гонок серии Гран-При,
действительно стала показывать отменные результаты.
Барри Харт не хотел на этом останавливаться.
Он был полон идей. Меньше чем через год он представил общественности новый
двигатель с объёмом трёх цилиндров в 500 кубических сантиметров, который
показывал великолепную мощность в 120 лошадиных сил, развивая 11000 оборотов в
минуту. На этот байк устанавливалась 6-ступенчатая коробка передач. Было и еще
несколько технических особенностей, позволявших надеяться на успех проекта.
Но всё прошло не так. Испытания были
провалены, а Барри Харт, главный инженер и идейный вдохновитель, покинул
компанию. Без него дела пошли гораздо хуже. До 1987 года компания занималась
созданием мотоциклов эндуро. Не обошли стороной и мотокроссовые, а также
триальные модели, но по-прежнему нужно было что-то новое.
Таким выходом мог стать заказ английского
министерства обороны на поставку мотоциклов в вооружённые силы Великобритании.
Был объявлен тендер, выигранный, однако, другой компанией – Bombardier. Проигрыш тендера означал, что
больше ресурсов для продолжения работы у компании не оставалось. Руководство
корпорации Armstrong Equipment решило, что мотоциклетное отделение исчерпало
себя, и закрыло его. Так закончилась 7-летняя история марки Armstrong, которая
могла стать одной из лучших в гонках, но, в конце концов, просто бесследно
исчезла, как и сотни других компаний, производивших мотоциклы в течение
последних двух столетий.
|