Компания Royal Enfield была основана в 1855
году, но о производстве мотоциклов в те времена речь ещё не шла. Доход компании
в середине XIX века приносило… производство иголок! Более того, так
продолжалось вплоть до 1892 года, когда новый владелец предприятия решил
взяться за сборку велосипедов марки Enfield.
Спустя 7 лет компания полностью
перепрофилировала свою деятельность и стала заниматься производством машин с
моторной тягой. Было выпущено несколько моделей квадроциклов и трициклов. Сами
моторы поставлялись французской фирмой De Dion.
А ещё через три года началась славная история уже чисто мотоциклетной марки
Royal Enfield. Именно тогда был выпущен первый мотоцикл, оснащённый двигателем
Minerva объёмом в 211 кубических сантиметров. Вскоре его усовершенствовали,
поставив на мотоцикл первый двигатель собственного производства.
Четырёхтактный одноцилиндровый мотор выдавал
мощность в 1,5 лошадиные силы. Конструкция агрегата оказалась весьма удачной –
двигатель установили перед рулевой колонкой, а привод был ременным. Спустя
некоторое время была выпущена ещё одна модель с более консервативным дизайном и
цепной передачей.
Начиная с 1904 года, мотоциклетное
производство временно приостановилось. Связано это было с тем, что руководство
компании посчитало выпуск автомобилей более выгодным, но в результате
прогадало. Прибыли стали падать, автомобили Royal Enfield не снискали особого
успеха.
В 1910 году компания была вынуждена
возобновить мотоциклетное производство. Так появилась новая спортивная модель с
двухцилиндровым V-образным 296-кубовым двигателем Motosakosh. Почти сразу же
появился и более мощный вариант этого двигателя с объёмом в 344 кубических
сантиметра и мощностью в 3 лошадиные силы. Такие параметры помогли вполне
пристойно выступить на соревнованиях Tourist Trophy, на которых мотоцикл Royal
Enfield занял 5 место. Стоит отметить и ещё один байк, рассчитанный на широкого
потребителя. Он оснащался боковой коляской, цепной задней двухскоростной
передачей и оборудовался двигателем JAP
объёмом в 770 «кубов».
Компания продолжала выпускать и свои силовые
агрегаты. Один из них имел рабочий объём в 425 кубических сантиметров и обладал
очень интересным новшеством – автоматической системой масляной смазки. Сам же
маслобак был стеклянным для контроля уровня прямо на ходу. По тем временам это
были очень важные технические особенности, привлекавшие огромное количество
потенциальных покупателей.
В тяжёлые годы Второй Мировой войны компания
Royal Enfield не стала переключаться на военное производство, но мотоциклы в
армию поставляла исправно. На эти милитаризованные байки устанавливались
станковые пулеметы, что делало их неплохим оружием на поле боя. Отправлялось в
Европу и множество велосипедов.
После подписания Версальского мирного
договора и окончания войны компания ненадолго вернулась к производству
довоенных моделей мотоциклов. Одновременно с этим разрабатывались и новые
модели. Объём используемых двигателей всё увеличивался.
Первой послевоенной моделью стал 846-кубовый
мотоцикл с четырёхцилиндровым двигателем JAP.
Был выпущен и двухцилиндровый мотоцикл, оснащённый двигателем той же фирмы, но
объёмом в 976 кубических сантиметров. Модельный ряд пополнился ещё и мотоциклом
с 346-кубовым мотором JAP. Теперь на байки
производства компании Royal Enfield устанавливалась стандартные двух- и
трёхступенчатые коробки передач. Двухскоростные трансмиссии уже не устраивали
фирму. К линейке же собственных двигателей добавились две модификации
(верхнеклапанная и нижнеклапанная) одноцилиндрового двигателя с объёмом в 488
кубических сантиметров. Была выпущена и новая 225-кубовая машина с седловидным
бензобаком вместо привычного плоского бака.
В начале 30-х годов разгорелся жесточайший
экономический кризис. Спрос на мотоциклы резко падал, несмотря на разнообразие
моделей на рынке. Нужно было предложить что-то новое, не стесняясь
нестандартных решений. В те годы с конвейеров компании вышли несколько моделей,
получивших индексы F, G, H и J. Дизайн их, правда, не отличался особой новизной
– обращали на себя внимание только наклонённые вперед цилиндры.
Финансовые потери в условиях кризиса были у
всех мотоциклетных компаний. Спасти положение был призван законопроект о
снижении налогов на мотоциклы с малым (до 150 «кубов») объёмом двигателей. У
Royal Enfield под эту категория попала модель Cycar (или Model-Z). Эта машина
пришлась по душе многочисленным покупателям.
Ситуация немного поправилась. Вскоре в
продажу поступила похожая модель с индексом X, имевшая несколько конструктивных
особенностей, среди которых можно отметить силовой агрегат, заключённый в
трубчатую раму.
К 1933 году компания настолько окрепла, что
начала экспортировать свои мотоциклы на внешний рынок. Такой чисто экспортной
моделью стала 1140-кубовая машина – Model-K. Она имела два цилиндра,
расположенных под углом. Мощность движка сего байка составила весьма приличные
30 «лошадок». В Англии эта модель также продавалась, но в ограниченных
количествах и оснащённая более слабым 976-кубовым двигателем.
Развивались и малолитражные модели. В
продажу поступила Model-T, имевшая 148-кубовый двигатель и разгонявшаяся до 85
километров в час. Она была модернизирована и получила более мощный 248-кубовый
двигатель. Скорость соответственно возросла до 95 километров в час. Получили
новые двигатели и среднекубатурные модели. Среди них особенно заметной
оказалась машина Bullit, оснащённая двигателем объёмом в 500 кубических
сантиметров.
Однако самым заметным оказалось появление
модели RE. В Нидерландах в то время были очень популярными мотоциклы DKW, но голландский агент, распространявший
эти мотоциклы, был евреем, а потому немецкая компания, в конце концов, отказала
ему в сотрудничестве. Выход был найден. Этот агент обратился к набиравшей
обороты компании Royal Enfield и заказал модель, идентичную модели DKW RT3. Англичане не отказали, и начали
поставлять в Нидерланды мотоциклы RE.
Машина была небольшой, совсем лёгкой (весила
всего 55 килограммов) и имела двигатель объёмом в 123 кубических сантиметра. Эти
мотоциклы оказались очень востребованными и во время Второй Мировой войны. Их
небольшой вес позволял им участвовать в воздушно-десантных операциях, за что их
прозвали «flying flea» («летающая блоха»), и тысячи этих мотоциклов
отправлялись на фронт. Другие военные мотоциклы WD/CO имели более объёмные
двигатели – в 346 кубических сантиметров.
В первые послевоенные годы компания пыталась
выплыть за счёт фронтовых моделей. Они покупались, но не так охотно. Необходимо
было создать что-то новое. Этим новым стала модель J2, на которую ставился
неплохой 499-кубовый двигатель. Практически полностью был изменён, но оставил
прежнее название мотоцикл Bullit. Но самой главной новинкой конца 40-х годов
стал новейший мотоцикл 500 Twin.
Двигатель объёмом в 496 кубических
сантиметров давал машине отличные ходовые качества. В продолжение компания
разразилась ещё тремя новинками - Ensign (148 «кубов»), Meteor (692 «кубов») и
Clipper (248 «кубов»). Ещё с десяток лет компания хорошо держалась на
европейском рынке. Новые модели обеспечили высокий уровень спроса. Был и
отличный производственный потенциал. Кроме того, постепенно выпускались новые
модели.
В 1956 году на различных выставках по всей
Европе блистал мотоцикл Royal Enfield Сrusader. А ещё позже всех мотолюбителей
покорил своим поистине невероятным дизайном байк Dreamliner. Но, к сожалению,
это была чисто розничная модель для особых ценителей, готовых отдать немалые
деньги. Машин для широкой продажи больше не появлялось. На рынке оставались
только уже несколько устаревшие модели. А в 1962 году настал конец европейской
истории компании. Безвременно ушёл из жизни Фрэнк Смит, владелец и идейный
вдохновитель предприятия, после чего компания Royal Enfield исчезла с выставок,
рынков и гонок Европы. Но именно Европы, ведь рассказ на этом не заканчивается.
Марка Royal Enfield продолжает существовать
даже сегодня, правда в экзотической Индии. Как же это произошло? Всё просто. В
середине 50-х годов ХХ века правительство этой восточной страны решило обновить
мотоциклетный парк полицейских структур. И именно фирма Royal Enfield была
выбрана в качестве поставщика мотоциклов в Индию. На импорт решили отправить
машины Bullit, а чтобы не иметь сложностей с транспортировкой, сборочный цех
был построен в Мадрасе.
Производство там продолжилось и после
«смерти» основной компании. Индийские управляющие в 1962 году выкупили права на
использование брэнда, и начали поставлять мотоциклы даже заграницу – в
основном, в соседние государства.
В начале 80-х годов даже была предпринята попытка
выхода на европейский рынок. Это удалось спустя несколько лет, уже с
наступлением в мотоциклетной Европе эры «ретро». Был вариант покупки лицензии и
другой марки – Zundapp, но сделка
сорвалась. Следует отметить, что одной из самых успешных моделей в индийской
истории марки можно назвать Machismo A350.
Таким образом, благодаря индийскому
производству марка Royal Enfield жива до сих пор, и её индийские модификации
весьма неплохо скупаются даже в таких странах, как Германия, Италия или Англия.
|