История марки Royal Enfield.
Компания Royal
Enfield была основана в 1855 году, но о производстве мотоциклов в те времена
речь ещё не шла. Доход компании в середине XIX века приносило… производство
иголок! Более того, так продолжалось вплоть до 1892 года, когда новый владелец
предприятия решил взяться за сборку велосипедов марки Enfield.
Спустя 7 лет
компания полностью перепрофилировала свою деятельность и стала заниматься
производством машин с моторной тягой. Было выпущено несколько моделей
квадроциклов и трициклов. Сами моторы поставлялись французской фирмой De Dion.
А ещё через три года началась славная история уже чисто мотоциклетной марки
Royal Enfield. Именно тогда был выпущен первый мотоцикл, оснащённый двигателем Minerva
объёмом в 211 кубических сантиметров. Вскоре его усовершенствовали, поставив на
мотоцикл первый двигатель собственного производства.
Четырёхтактный
одноцилиндровый мотор выдавал мощность в 1,5 лошадиные силы. Конструкция
агрегата оказалась весьма удачной – двигатель установили перед рулевой
колонкой, а привод был ременным. Спустя некоторое время была выпущена ещё одна
модель с более консервативным дизайном и цепной передачей.
Начиная с 1904
года, мотоциклетное производство временно приостановилось. Связано это было с
тем, что руководство компании посчитало выпуск автомобилей более выгодным, но в
результате прогадало. Прибыли стали падать, автомобили Royal Enfield не
снискали особого успеха.
В 1910 году
компания была вынуждена возобновить мотоциклетное производство. Так появилась
новая спортивная модель с двухцилиндровым V-образным 296-кубовым двигателем
Motosakosh. Почти сразу же появился и более мощный вариант этого двигателя с
объёмом в 344 кубических сантиметра и мощностью в 3 лошадиные силы. Такие
параметры помогли вполне пристойно выступить на соревнованиях Tourist Trophy,
на которых мотоцикл Royal Enfield занял 5 место. Стоит отметить и ещё один
байк, рассчитанный на широкого потребителя. Он оснащался боковой коляской,
цепной задней двухскоростной передачей и оборудовался двигателем JAP объёмом в
770 «кубов».
Компания продолжала
выпускать и свои силовые агрегаты. Один из них имел рабочий объём в 425
кубических сантиметров и обладал очень интересным новшеством – автоматической
системой масляной смазки. Сам же маслобак был стеклянным для контроля уровня
прямо на ходу. По тем временам это были очень важные технические особенности,
привлекавшие огромное количество потенциальных покупателей.
В тяжёлые годы
Второй Мировой войны компания Royal Enfield не стала переключаться на военное
производство, но мотоциклы в армию поставляла исправно. На эти милитаризованные
байки устанавливались станковые пулеметы, что делало их неплохим оружием на
поле боя. Отправлялось в Европу и множество велосипедов.
После подписания
Версальского мирного договора и окончания войны компания ненадолго вернулась к
производству довоенных моделей мотоциклов. Одновременно с этим разрабатывались
и новые модели. Объём используемых двигателей всё увеличивался.
Первой послевоенной моделью стал 846-кубовый мотоцикл с
четырёхцилиндровым двигателем JAP. Был выпущен и двухцилиндровый мотоцикл,
оснащённый двигателем той же фирмы, но объёмом в 976 кубических сантиметров.
Модельный ряд пополнился ещё и мотоциклом с 346-кубовым мотором JAP. Теперь на
байки производства компании Royal Enfield устанавливалась стандартные двух- и
трёхступенчатые коробки передач. Двухскоростные трансмиссии уже не устраивали
фирму. К линейке же собственных двигателей добавились две модификации (верхнеклапанная
и нижнеклапанная) одноцилиндрового двигателя с объёмом в 488 кубических
сантиметров. Была выпущена и новая 225-кубовая машина с седловидным бензобаком
вместо привычного плоского бака.
В начале 30-х годов
разгорелся жесточайший экономический кризис. Спрос на мотоциклы резко падал,
несмотря на разнообразие моделей на рынке. Нужно было предложить что-то новое,
не стесняясь нестандартных решений. В те годы с конвейеров компании вышли
несколько моделей, получивших индексы F, G, H и J. Дизайн их, правда, не
отличался особой новизной – обращали на себя внимание только наклонённые вперед
цилиндры.
Финансовые потери в
условиях кризиса были у всех мотоциклетных компаний. Спасти положение был
призван законопроект о снижении налогов на мотоциклы с малым (до 150 «кубов»)
объёмом двигателей. У Royal Enfield под эту категория попала модель Cycar (или
Model-Z). Эта машина пришлась по душе многочисленным покупателям.
Ситуация немного
поправилась. Вскоре в продажу поступила похожая модель с индексом X, имевшая
несколько конструктивных особенностей, среди которых можно отметить силовой
агрегат, заключённый в трубчатую раму.
К 1933 году
компания настолько окрепла, что начала экспортировать свои мотоциклы на внешний
рынок. Такой чисто экспортной моделью стала 1140-кубовая машина – Model-K. Она
имела два цилиндра, расположенных под углом. Мощность движка сего байка
составила весьма приличные 30 «лошадок». В Англии эта модель также продавалась,
но в ограниченных количествах и оснащённая более слабым 976-кубовым двигателем.
Развивались и
малолитражные модели. В продажу поступила Model-T, имевшая 148-кубовый
двигатель и разгонявшаяся до 85 километров в час. Она была модернизирована и
получила более мощный 248-кубовый двигатель. Скорость соответственно возросла до
95 километров в час. Получили новые двигатели и среднекубатурные модели. Среди
них особенно заметной оказалась машина Bullit, оснащённая двигателем объёмом в
500 кубических сантиметров.
Однако самым
заметным оказалось появление модели RE. В Нидерландах в то время были очень
популярными мотоциклы DKW, но голландский агент, распространявший эти
мотоциклы, был евреем, а потому немецкая компания, в конце концов, отказала ему
в сотрудничестве. Выход был найден. Этот агент обратился к набиравшей обороты
компании Royal Enfield и заказал модель, идентичную модели DKW RT3. Англичане
не отказали, и начали поставлять в Нидерланды мотоциклы RE.
Машина была
небольшой, совсем лёгкой (весила всего 55 килограммов) и имела двигатель
объёмом в 123 кубических сантиметра. Эти мотоциклы оказались очень
востребованными и во время Второй Мировой войны. Их небольшой вес позволял им
участвовать в воздушно-десантных операциях, за что их прозвали «flying flea»
(«летающая блоха»), и тысячи этих мотоциклов отправлялись на фронт. Другие
военные мотоциклы WD/CO имели более объёмные двигатели – в 346 кубических
сантиметров.
В первые
послевоенные годы компания пыталась выплыть за счёт фронтовых моделей. Они
покупались, но не так охотно. Необходимо было создать что-то новое. Этим новым
стала модель J2, на которую ставился неплохой 499-кубовый двигатель.
Практически полностью был изменён, но оставил прежнее название мотоцикл Bullit.
Но самой главной новинкой конца 40-х годов стал новейший мотоцикл 500 Twin.
Двигатель объёмом в
496 кубических сантиметров давал машине отличные ходовые качества. В
продолжение компания разразилась ещё тремя новинками - Ensign (148 «кубов»),
Meteor (692 «кубов») и Clipper (248 «кубов»). Ещё с десяток лет компания хорошо
держалась на европейском рынке. Новые модели обеспечили высокий уровень спроса.
Был и отличный производственный потенциал. Кроме того, постепенно выпускались
новые модели.
В 1956 году на
различных выставках по всей Европе блистал мотоцикл Royal Enfield Сrusader. А
ещё позже всех мотолюбителей покорил своим поистине невероятным дизайном байк
Dreamliner. Но, к сожалению, это была чисто розничная модель для особых
ценителей, готовых отдать немалые деньги. Машин для широкой продажи больше не
появлялось. На рынке оставались только уже несколько устаревшие модели. А в
1962 году настал конец европейской истории компании. Безвременно ушёл из жизни
Фрэнк Смит, владелец и идейный вдохновитель предприятия, после чего компания
Royal Enfield исчезла с выставок, рынков и гонок Европы. Но именно Европы, ведь
рассказ на этом не заканчивается.
Марка Royal Enfield
продолжает существовать даже сегодня, правда в экзотической Индии. Как же это
произошло? Всё просто. В середине 50-х годов ХХ века правительство этой
восточной страны решило обновить мотоциклетный парк полицейских структур. И
именно фирма Royal Enfield была выбрана в качестве поставщика мотоциклов в
Индию. На импорт решили отправить машины Bullit, а чтобы не иметь сложностей с
транспортировкой, сборочный цех был построен в Мадрасе.
Производство там
продолжилось и после «смерти» основной компании. Индийские управляющие в 1962
году выкупили права на использование брэнда, и начали поставлять мотоциклы даже
заграницу – в основном, в соседние государства.
В начале 80-х годов
даже была предпринята попытка выхода на европейский рынок. Это удалось спустя
несколько лет, уже с наступлением в мотоциклетной Европе эры «ретро». Был
вариант покупки лицензии и другой марки – Zundapp, но сделка сорвалась. Следует
отметить, что одной из самых успешных моделей в индийской истории марки можно
назвать Machismo A350.
Таким образом,
благодаря индийскому производству марка Royal Enfield жива до сих пор, и её
индийские модификации весьма неплохо скупаются даже в таких странах, как
Германия, Италия или Англия.
|