История развития BMW В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и
Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа
Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая война
сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто
решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене возникает завод
авиационных двигателей, который в июле 1917 регистрируется под именем
Bayerische Motoren Werke (Баварские моторные заводы) — BMW. Эту дату и принято
считать годом основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.
После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха, т.
к. по Версальскому договору немцам запретили производить двигатели для
самолетов, а именно двигатели в то время были единственной продукцией BMW. Но
предприимчивые Карл Рапп и Густав Отто находят выход из положения — завод
перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих
мотоциклов. В1923 с завода BMW выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923
года в Париже этот первый мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию скоростной и
надежной машины, что подтвердилось абсолютными рекордами скорости на
международных мотогонках 20-х—30-х годов.
Одновременно разрабатывают двигатель «Motor-4», окончательная сборка
которого производится в других странах Европы. В 1919 Франц Димер на самолете с
этим двигателем, поднявшись на высоту 9760 метров, устанавливает первый мировой
рекорд BMW. Производство получает дополнительный импульс после заключения
секретного соглашения с Советской Россией о поставке ей новейших
авиадвигателей. Большинство советских рекордных перелетов 30-х годов были
выполнены на самолетах, оборудованных двигателями BMW.
В 1928 фирма приобретает автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с
ними и лицензию на производство малолитражного автомобиля Dixi. Его
производство начинается с 1929. Dixi — первый автомобиль BMW. В период экономических
трудностей малолитражка становится наиболее популярным автомобилем Европы. К
началу Второй мировой войны BMW — одна из наиболее динамично развивающихся фирм
мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией. В ее активе несколько
мировых рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на открытом гидросамолете Dornier Wal,
оснащенном двигателем BMW, пересекает Северную Атлантику с востока на запад,
Эрнст Хенне на мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом, гидравлическими
амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение BMW), устанавливает
мировой рекорд скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч, не превзойденный никем в
течение последующих 14 лет.
В1933 начат выпуск модели «303» — первого автомобиля BMW 6-цилиндровым
двигателем. В 1936 на BMW выпускается знаменитая «328» — один из наиболее
успешных спортивных автомобилей. С ее появлением окончательно сформировалась
идеология BMW, по сей день определяющая концепцию новых моделей: «Автомобиль —
для водителя». Основной же конкурент, Mercedes-Benz,
следует принципу: «Автомобиль — для пассажиров». С тех пор каждая фирма идет
своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.
Победитель великого множества соревнований — кольцевых гонок, ралли,
состязаний в поднятии на холм, — BMW 328 была адресована знатокам спортивного
автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные машины.
Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет
вновь отдается авиадвигателям. В 1944 BMW первой в мире начинает выпуск
реактивного двигателя BMW 109-003. Проводятся также испытания ракетных
двигателей. Конец Второй мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре
завода, оказавшиеся в Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы.
Головной завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с производством во
время войны авиадвигателей и ракет победители издают приказ о запрете
производства на три года.
Карл Рапп и Густав Отто, не изменившие своей любви к моторам, решают
опять начать все с нуля. Разрабатывается 1-цилиндровый мотоцикл R24,
собиравшийся в мастерских практически кустарно. Он становится первым
послевоенным изделием BMW. В 1951 появляется и первый послевоенный легковой
автомобиль модели «501». Однако финансового успеха он не приносит.
В 1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое
поколение мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью, выходит
малолитражка «псетта», странный симбиоз мотоцикла с машиной. Трехколесная
машина с дверью, открывающейся вперед по движению, имела огромный успех в нищей
послевоенной Германии. Но из-за последовавшего затем увлечения большими
лимузинами и связанных с этим убытков фирма оказывается на пороге краха. Это
единственный случай за всю историю BMW, когда неправильно была просчитана
экономическая ситуация и выброшенные на рынок машины не имели спроса. Встает
вопрос о продаже фирмы. Mercedes-Benz поспешила объявить о ее покупке, но этому воспрепятствовали мелкие акционеры,
работники фирмы, ее торговые агенты.
Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить свою деятельность.
Третий раз фирма начинает все заново. С завода выходит BMW-1500, открывшая
новый класс спортивно-компактных автомобилей. Это было началом подъема на
вершину автомобилестроения.
Последнее тридцатилетие стало для BMW тридцатилетием побед. Открываются
новые заводы, выпускается первая в мире серийная турбомодель «2002-турбо»,
создается антиблокировочная тормозная система, которой сейчас все ведущие
автопроизводители оснащают свои автомобили. Разрабатывается первое электронное
управление двигателем. В1983 Нельсон Пике на автомобиле Brabham BMW становится
чемпионом мира в гонках «Формула-1». В Мюнхене строится здание штаб-квартиры
концерна, а в Ашхайме открывается первый контрольно-испытательный полигон. Для
проектирования новых моделей построен Научно-исследовательский центр. В 1970-е
годы появляются первые автомобили знаменитых серий BMW — модели 3-й серии, 5-й
серии, 6-й серии, 7-й серии.
В 1969 BMW переводит производство мотоциклов в Берлин. Начинается выпуск
новой серии мотоциклов-«оппозитов». В 1976 на мотоцикле R100 RS впервые
устанавливается полноразмерный обтекатель. В 1983 выпускается одна из самых
популярных моделей мотоциклов — К100 с 4-цилиндровым рядным двигателем с
жидкостным охлаждением и впрыском топлива. В год столетия мотоцикла, в 1985,
завод в Берлине выпускает более 37 тысяч мотоциклов. В 1989 происходит
презентация мотоцикла K 1.
В год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce
GmbH, возвращается к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и в
1991 представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на рынке
появляются спортивные компактные автомобили третьего поколения 3-й серии и купе
8-й серии.
Неплохим шагом для фирмы стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких
марок промышленной группы Rover Group
(«Ровер Групп»), а вместе с ней и крупнейшего в Великобритании комплекса по
выпуску автомобилей марок Rover, Land Rover и MG.
С покупкой этой фирмы список автомобилей BMW пополнился недостающими
автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками. В 1998 приобретена британская
компания Rolls-Royce.
С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается надувная
подушка безопасности для переднего пассажира и система противоугонной блокировки
двигателя. В марте этого же года запускается в производство универсал (touring)
3-й серии.
Среди последних моделей мотоциклов 90-х годов следует выделить
туристский мотоцикл R100RT Classic, оснащенный багажными кофрами и подогревом
ручек руля. Другая модель из этого семейства R100GS PD также предназначена для
туристов. Эти мотоциклы одержали четыре победы в международных ралли Париж —
Дакар. Популярной моделью стала F650, выпущенная в 1993. Кроме того, она
оказалась вполне конкурентоспособной по сравнению с японскими аналогами. В 1993
BMW начинает разработку новых «оппозитов» R1100RS. (у этого мотоцикла впервые
регулировалась высота не только руля и подножек, но и седла), R1100GS (один из
самых мощных мотоциклов в мире). В 1994 были выпущены идентичные модели R850R и
R1100RT. Самым популярным из 4-цилиндровых мотоциклов BMW стала модель K1100RS
—туристский мотоцикл с обтекателем спортивного типа. Но самый представительный
и обустроенный мотоцикл — модель K1100LT, оснащенная огромным обтекателем с электроприводом,
регулировкой ветрового стекла, большими багажными кофрами и антиблокировочной
тормозной системой.
В настоящее время BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода,
производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних
предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из немногих автомобильных
фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на конвейере идет только
вручную. На выходе — только компьютерная диагностика основных параметров
автомобиля.
В течение последних 30 лет только концернам BMW и Toyota удается
работать с ежегодно увеличивающейся прибылью. пмперия BMW, три раза за свою
историю оказывавшаяся на грани краха, каждый раз поднималась и достигала
успеха. Для всех в мире концерн BMW — синоним высоких стандартов в области
автомобильного комфорта, безопасности, техники и качества.
|