В начале 30-х годов ХХ столетия в Чехословакии существовала всего лишь
одна известная мотоциклетная марка – Jawa.
И тогда руководством компании Ceska Zbrojovka было принято решение также начать
выпуск мотоциклов. Новообразованное предприятие получила название Cezet.
Практически сразу же была произведена первая модель мотовелосипеда.
Двигатель объёмом в 60 кубических сантиметров решили установить на
переднее колесо, но это было совсем неудачным решением. В продажу байк так и не
поступил. Следующая модель, тоже мотовелосипед, но уже с двигателем в 76
«кубов», установленным под рамой, была намного лучше.
Началось серийное производство и постепенная модернизация мотоцикла.
Были выпущены более мощные модели с двигателями в 100 и 175 кубических
сантиметров. Уже к 1936 году стартовало производство 250-кубовых мотоциклов.
Вскоре на них стали устанавливать одноцилиндровые двигатели объёмом в 350 и
двухцилиндровые – в 500 «кубов». Параллельно проектировалась и линейка лёгких
мотоциклов с двигателями в 125 кубических сантиметров.
После войны эта линейка получила своё продолжение. На новом мотоцикле
была установлена телескопическая вилка и свечная задняя подвеска. По мнению
современников, мотоциклы, которые выпускались на заводах Cezet, были очень
хорошими, но уровень продаж оставался на довольно низком уровне. Объясняется
это технологическим отрывов другой чешской марки – Jawa, которая начала заниматься мотоциклами гораздо раньше, нежели
Cezet. Поэтому единственным решением в той ситуации был переход па мотоциклы,
спроектированные на фабриках Jawa, но со
своими двигателями в 123 и 148 кубических сантиметров. Произошло это в 1954
году.
Тогда же компания Cezet вошла в концерн Jawa,
но история CZ на этом не закончилась. Компания не стала полностью объединяться
с Jawa, а продолжала выпускать собственные
модели. Так в конце 50-х годов ХХ века руководство Cezet обратило своё внимание
на спортивную индустрию.
Ярослав Кох, один из лучших инженеров компании, занялся проектировкой
гоночных мотоциклов и мотороллеров. Это могло принести успех компании, но
случилось непредвиденное – правительство Чехии решило перенести мотоциклетное
производство в другое место. Такие преобразования коснулись обеих чешских
марок. Jawa и CZ пришлось совместно
выпускать новую унифицированную линейку мотоциклов с различными объёмами
двигателей – от 125 до 350 «кубов».
Спустя лишь несколько лет, компания Cezet вернулась к идее производства
спортивных моделей. Новый мотоцикл Cezet-250 превзошел все ожидания. Призовые
места на чемпионатах мира стали для гонщиков, ездивших на этом байке, обыденным
явлением. Тем самым модель Cezet-250 составила прекрасную рекламу для компании.
Это были лучшие годы CZ. На волне успеха состоялось ещё одно важное
событие. В гоночную команду Cezet вошёл советский гонщик Игорь Григорьев,
благодаря профессионализму которого побед стало ещё больше. Со временем его имя
и имя мотоциклов Cezet прозвучало на весь мир. Вскоре появилась и новая
спортивная модель - Cezet-360, ставшая еще лучше прежней. Только за вторую
половину 60-х годов было завоёвано три золотые медали, не считая остальных
наград.
Компания Cezet постепенно догнала Jawa,
и они вдвоём стали господствовать на восточноевропейском рынке реализации
мотоциклов. А через несколько лет компания и вовсе вырвалась в лидеры.
Произошло это потому, что руководство CZ лучше сумело сориентироваться в
условиях новой политической обстановки. Распалась Организация Варшавского Договора,
и на рынок Восточной Европы проникли западные модели. В Чехии только Cezet смог
с ними конкурировать.
Но долго это продолжаться не могло. Компании пришлось налаживать тесные
связи с итальянской компанией Cagiva,
переживавшей свои золотые годы, и к тому времени поглотившей не одну
мотоциклетную фирму.
В начале 90-х годов Cagiva купила и
CZ. Теперь на чешских заводах работали уже итальянские специалисты. Был выпущен
новый мотоцикл Roadster со 124-кубовым двигателем Cagiva, но этот проект успеха не принёс – он выразился только в
убытках для итальянской компании. Вскоре в руководстве Cagiva поняли, что перспектив на восточно-европейском рынке
практически нет, и отказались от финансирования Cezet. Так закончилась история
одной из двух чешских марок, известных мотолюбителям всего мира.
|