Обыкновенный датский парень Йорген Скафт Расмуссен переехал из Дании в
Германию в 1907 году. Через 9 лет в городе Цшопау в Саксонии он начал свои
первые исследования паровых автомобилей. Тогда же была зарегистрирована и
торговая марка DKW.
Три года длились его эксперименты, и в 1919 Расмуссен занялся
производством мотоциклов и двигателей к ним, переименовав компанию в Zschopauer
Motorenwerke. Компания специализировалась на внедрении малых двухтактных
двигателей. Вначале дела шли плохо, и первые продажи начались только в 1920
году. Ещё через год в модельный ряд был включён новый двухтактный двигатель,
спроектированный Гуго Руппом. Этот агрегат легко устанавливался на любой
велосипед, причём задний привод осуществлялся кожаным ремнем.
В 1922 году в продажу поступили первые полноценные машины марки DKW, а
именно – мотороллер Golem и скутер Lamos. На них был установлен двигатель
объёмом в 142 кубических сантиметра. В последующие годы были представлены и
другие новинки, такие как модель SM с более мощным двигателем в 173 «кубика».
Занималась компания и гоночными мотоциклами. Один из них был создан в 1925
году, имел мощный двигатель при небольшом весе и мог развивать скорость в 95
километров в час.
В середине 20-х компания переживала небывалый подъём. Лучшим мотоциклом
тех лет стала модель Super Sport 600 с водяным охлаждением и двигателем объёмом
в 600 «кубов». В 1930 предприятие DKW стало крупнейшим производителем
мотоциклетной продукции во всём мире. Но это же привело компанию к краху.
Крупные банковские задолженности
сделали фирму банкротом. Оставался один выход – объединение. 29 июля 1932 года
под одним названием Auto Union объединились сразу три компании – Audiwerke,
Horhe-Werke и Zschopauer Motorenwerke. С другой компанией, Wanderer, было
заключено соглашение о лизинге и закупке. Символом единства этих четырех
компаний стала эмблема Auto Union – четыре перекрещенных кольца. Главный офис
находился теперь в Хемнице.
Мотоциклы DKW участвовали и в гонках. Первый раз – в 1929 году, но успех
пришёл только два года спустя. Произошло это благодаря использованию
одноцилиндрового мотора Hermann-Weber. Первым в соревнованиях стал мотоцикл с
двигателем объёмом в 250 кубических сантиметров. Именно он вскоре оказался
прототипом для других моторов компании. Интересен ещё и тот факт, что иные
малолитражные мотоциклы компании обгоняли мощные 350-кубовые байки других
производителей.
В 1935 году на мотовыставке в Берлине от компании DKW приняла участие
модель SS250, спроектированная на основе другого гоночного мотоцикла той же
марки. В выставке принимали участие и иные машины производства DKW с объёмом
двигателей до 350 кубических сантиметров. Последующие годы принесли новые
успехи. Эвальд Клюге одержал победу в гонке острова Мэн. Несколько призов были
получены на гонках ISDT. Более того, многие известные гонщики в то время
выбирали именно мотоциклы марки DKW, и это была главная победа компании.
В период с 1939 по 1945 годы, как и многие другие компании, DKW
переключилась на заказы военной промышленности. На фронт поступали такие
мотоциклы как NZ250, N2350 и NZ500. После войны обратить на себя внимание
заставила модель RT125. Она имела двигатель объёмом в 122 кубических сантиметра
и трехступенчатую коробку передач. В своё время именно эта модель копировалась
наиболее часто, причём такими известными производителями как Hummer, Harley-Davidson
и Yamaha.
В результате разделения Германии завод оказался в ГДР, и после
восстановления переключился на производство мотоциклов для стран Варшавского
договора под маркой Ифа. Группа лучших
инженеров Auto Union была вынуждена уехать
в Баварию, где они продолжили выпуск мотоциклов под старым именем. Первой
машиной, сошедшей с конвейера новой фирмы, стал именно байк модели RT125.
Проблемой стало то, что после войны немецкие мотоциклы не допускали к
гонкам, хотя они оставались одними из лучших в мире. Несмотря на это, компания
увеличивала темпы производства, и к 1950 году его уровень достиг показателя в
24 000 машин ежегодно. В том же году было получено согласие федерации
мотоспорта на участие немецких мотоциклов в соревнованиях.
Продолжал модернизироваться байк модели RT125. В частности, появилась
улучшенная модель Telefork-RТ125. Кроме того, в продаже появился на этот раз
совершенно новый мотоцикл RT200. Он обладал четырёхступенчатой коробкой передач
и телескопической передней вилкой. Но, несмотря на мощный мотор объёмом в 250
«кубов», в гонках эту модель ждала неудача. Тем не менее, разработку не
бросили. На неё установили новый трёхцилиндровый двигатель, в результате чего
была одержана первая послевоенная победа DKW в классе 250 кубических
сантиметров.
Последующие несколько лет стали для DKW кризисными, компанию покинули
многие перспективные специалисты. А на Франкфуртской выставке в 1954 году было
представлено всего две новые модели - RT175 и RT350.
До тех пор бесперспективными были попытки компании создать
конкурентоспособную модель в классе 350 «кубов». Дабы наконец достичь этой
цели, на пост технического директора компании был приглашён Роберт Эбран фон
Эберорст. Гельмут Георг же стал ежедневно контролировать отдел, занимавшийся
разработками в этой области. Работа оказалась не напрасной. На соревнованиях в
мае 1954 года на Нюрнбургринге весь пьедестал почета заняли гонщики на
мотоциклах DKW. Серьезной модификации подверглась и модель с двигателем объёмом
в 50 кубических сантиметров. Обновлённый мотоцикл был выпущен только в 1955
году, а в 1956 году начал выпускаться мопед Hummel.
Проблемой стало то, что его почти не покупали. Точно так же, как и последующие
модели предприятия.
Так и наступил закат одной из самых успешных мотоциклетных марок
Германии. Последовали новые слияния. Компания Zwairad
Union поглотила более мелкие фирмы Victoria,
Express и DKW. А позже и сам концерн Zwairad Union вошёл в состав ещё более мощной
корпорации Zahs. В начале 60-х марка DKW
перестала существовать.
|