Мотоциклы марки «Иж», нареченные по названию
реки, на которой стоит город Ижевск, выпускались в разное время разными
предприятиями. Первые пять опытных мотоциклов - от Иж-1 до Иж-5 - были созданы
в мастерских, организованных на базе бывшей фабрики охотничьих ружей Березина, коллективом
под руководством талантливого инженера Петра Владимировича Можарова еще в 1929
году. Все машины были разными по компоновке и конструкции, на большинстве
стояли иностранные силовые агрегаты. Наиболее интересными из прототипов были
образцы Иж-1 и Иж-2, с оригинальным двухцилиндровым V-образным мотором рабочим
объемом 1200 см³ и мощностью 24 л.с, рамой их штампованных элементов и
передачей на заднее колесо валом. Причем двигатель (с принудительным
охлаждением на Иж-2) располагался в раме так, что ось коленвала совпадала с
продольной осью мотоцикла - практически не использовавшееся в те годы
техническое решение, много позже с успехом примененное на мотоциклах компании Moto Guzzi. Исследовательские работы над этой
техникой заложили основу советской мотопромышленности, поскольку коллектив
мастерских в дальнейшем занимался работами по созданию первых серийных
советских мотоциклов (правда, под другими марками).
«Вторая жизнь» марки «Иж» началась в 1932
году, когда было решено построить в Ижевске специализированный мотоциклетный
завод, названный ИжМЗ - «Ижевский мотоциклетный завод. После рассмотрения ряда
проектов возможных конструкций постановили выпускать на строящемся заводе
мотоциклы, аналогичные ленинградской модели Л-300 «Красный Октябрь», которая, в
свою очередь, являлась копией немецкого «ДКВ
Люксус 300». Ижевчане внесли ряд изменений в чертежи Л-300 и присвоили
машине свой индекс - Иж-7. Иж-7 отличался от Л-300 прежде всего отсутствием
массивных защитных щитков, плоских подножек и багажника с вещевыми ящиками.
Изменились конструкция передней вилки, профиль переднего и заднего крыльев.
Вращающаяся рукоятка привода дроссельной заслонки карбюратора была заменена
поворотной манеткой на руле, в свою очередь манетка декомпрессора уступила
место кранику непосредственно на головке цилиндра. Количество спиц на колесах
увеличилось с 36 до 40. Осветительные приборы устанавливались далеко не на все
мотоциклы, поскольку комплектующих вечно на хватало.
Маломощное маховичное магдино с трудом
питало слабенькую фару, а задний фонарь и электрический звуковой сигнал вообще
не предусматривались конструкцией. Серийное производство Иж-7 развернулось лишь
в 1934 году.
В 1938 году на конвейер была поставлена
новая модель - Иж-8. Несмотря на сохраненную почти без изменений ходовую часть,
это была принципиально новая машина. Конструкторы завода отказались от
одноканальной продувки и поршня с дефлектором, введя двухканальную петлевую
продувку и поршень с плоским днищем. Степень сжатия была увеличена, в
результате мощность двигателя поднялась до 8 л.с. Мотоцикл получил вполне
совершенное по тем временам электрооборудование: маховичное магнето, отдельный
генератор с ременным приводом, аккумулятор, задний фонарь и мощную фару. На
Иж-8 вновь появилась вращающаяся ручка управления дроссельной заслонкой
карбюратора. Мотоцикл был оснащен амперметром, электрическим звуковым сигналом
и переключателем света. Внешне мотоцикл легко отличался от предшественника по
конфигурации выпускной системы. Инструментальный ящик изменил форму и переместился
из-под седла на правую заднюю часть рамы мотоцикла. На мотоцикле появился
багажник. Максимальная скорость за счет увеличения мощности мотора возросла до
90 км/час против 85 км/час у Иж-7.
Следующей моделью, пошедшей в серию с 1939
года, стал Иж-9, сразу отличаемый внешне по двум глушителям и двум трубам
системы выпуска. Были кардинально изменены конструкции поршня и цилиндра,
внесено много усовершенствований в ходовую часть. В 1940 году, параллельно с
производством Иж-9, на их базе была собрана опытная партия мотоциклов Иж-12, в
«девятую» раму был вмонтирован четырехтактный верхнеклапанный двигатель (350
см³) от ленинградского мотоцикла Л-8. Война помешала освоению этой модели. В
октябре 1941 года на площади ИжМЗ прибыло оборудование СМЗ (Серпуховского
мотозавода), однако решением Государственного Комитета Обороны СССР от 23.11.41
года Ижевский мотозавод был передан в систему Наркомата вооружения, и
мотопроизводство на нем полностью прекратилось.
В 1946 году вышло постановление Правительства
СССР об организации на Ижевском машиностроительном заводе мотоциклетного
производства. По какой причине оно не возобновилось на прежнем месте - остается
лишь догадываться. Так или иначе, но в советской зоне оккупации Германии
оказались производственные площади фирмы ДКВ в городе Цшопау. Оттуда в Ижевск
были привезены чертежи и оснастка, а также группа сотрудников предприятия во
главе с главным инженером ДКВ Германном
Вебером. Совместными усилиями началось освоение мотоцикла, названного Иж-350.
Поскольку на оружейном предприятии никто раньше с мотоциклами дела не имел, то
была поставлена задача в точности скопировать мотоцикл «ДКБ NZ 350/1». Эта
модель была освоена уже в годы войны и отличалась от предвоенной версии
модернизированным двигателем, у которого картер был отлит из чугуна и скрывал в
себе генератор малого диаметра. 350-кубовый двухтактный двигатель в блоке с
четырехступенчатой коробкой передач развивал мощность 10,5 л.с. Определенные
трудности с изготовлением рамы, представляющей собой набор штампованных
элементов, часть из которых была сварена между собой длинными швами. Постепенно
технология была восстановлена - сначала в немецком виде, затем был осуществлен
переход на алюминиевое литье всех картерных деталей, что позволило облегчить
мотоцикл на 28 кг.
Массовая популярность мотоспорта в первые
послевоенные годы привела к созданию серийных спортивных мотоциклов, которые
партиями направлялись в многочисленные тогда мотоциклетные клубы. Первым стал
Иж-350С (1948 год) с алюминиевым цилиндром двигателя, телескопической передней
вилкой и свечной задней подвеской. Затем последовали универсальный Иж-50,
дорожно-гоночный Иж-54 и кроссовый Иж-55. Позже, уже в 60-е годы, наши
спортсмены успешно выступали на спортивных мотоциклах «Иж» в международных соревнованиях,
в том числе и в Шестидневных соревнованиях ФИМ (FIM), где неоднократно
завоевывали золотые медали. К сожалению, в дальнейшем спортивные мотоциклы
ижевской разработки из-за устаревшего силового агрегата уже не могли на равных
соревноваться с зарубежной техникой...
Первый модернизированный серийный мотоцикл,
названный Иж-49, встал на конвейер в 1951 году. Из наследия ДКВ на нем оставался штампованный передний
конверт рамы с силовым агрегатом и бензобак с рычагом ручного переключения
передач. Передняя вилка стала телескопической, а задняя подвеска - свечной, обе
с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Эти изменения появились на мотоцикле
после отработки на спортивных машинах. Добавился усовершенствованный воздушный
фильтр.
Созданное в 1954 году на заводе Специальное
конструкторское бюро (СКБ-61) занялось модернизацией серийной продукции и
разработкой новых образцов. К 1956 году были готовы боковая коляска к Иж-49,
изготовление которой по ижевским чертежам началось на Вятско-Полянском машиностроительном
заводе (ВПМЗ), и следующая Серийная модель Иж-56, которая некоторое время
выпускалась параллельно с «сорок девятым», а в 1959 году полностью заменила его
на конвейере. Мотоцикл Иж-56 получил облегченную трубчатую раму и маятниковую
заднюю подвеску, цепь привода заднего колеса была скрыта в герметичном кожухе.
Модернизированный двигатель, мощность которого выросла до 14 л.с, оснащался
облегченным цилиндром из алюминиевого сплава, в который была запрессована
чугунная гильза. Появились сдвоенное сиденье и штампованные кожухи, скрывавшие
в себе багажные ящики. Карбюратор вместе с воздушным фильтром располагался под
съемным алюминиевым обтекателем.
Еще в 1954 году начались первые эскизные
проработки конструкции нового двигателя - двухтактного, с двумя наклонными
вертикальными цилиндрами. За образец был взят силовой агрегат только-только
появившегося мотоцикла «ДКВ RT 350», но, в отличие от прототипа, ижевские
конструкторы сделали не один, а два коленчатых вала, соединив их в середине
картера дополнительным маховиком. При рабочем объеме 347 см³ мотор развивал
мощность 18 л.с. Опытные образцы машины, названной Иж-58, в 1961 году
превратились в серийный двухцилиндровый «Иж-Юпитер», а на следующий год на
поток встала одноцилиндровая модель «Иж-Планета» - модернизация Иж-56. На
сегодняшний день эти мотоциклы, называющиеся ныне «Планета 5-01» и «Юпитер 5»,
по-прежнему составляют производственную программу мотоциклетного отделения
завода «Ижмаш». Конечно, «тихая эволюция» делает свое дело - мощность моторов возросла,
появились системы электронного зажигания и раздельной смазки. Тем не менее,
кардинально ничего не менялось - таковы последствия
административно-хозяйственного регулирования, когда считалось, что раз спрос
есть, значит, коренная модернизация не нужна.
Это тем более обидно, что конструкторы
предприятия всегда демонстрировали свой высочайший потенциал, о чем говорят
многочисленные экспериментальные разработки. Так, еще на рубеже 50-х и 60-х
годов была создана целая серия уникальных машин, в которых были использованы
такие уникальные технические решения, как, в частности, хребтовая рама-монокок
(«Иж-Caтypн»), впрыск топлива («Иж-Сириус»). Кроссовый мотоцикл «Иж-61К»
образца 1961 года получил совершенно новый одноцилиндровый двухтактный
двигатель рабочим объемом 340 см3 и мощностью 25 л.с, сблокированный с
шестиступенчатой коробкой передач. Мотор был установлен в легкую трубчатую раму
полностью дуплексного типа; вся машина весила 125 кг. В 1962 году появилась еще
одна интересная разработка - гоночный мотоцикл «Иж-344А» с трехцилиндровым
V-образным двухтактным двигателем рабочим объемом 344 см³ и мощностью 36 л.с, и
шестиступенчатой коробкой передач. В середине 60-х годов начато проектирование
перспективного дорожного мотоцикла «Иж-555» с 500-кубовым двухцилиндровым
двухтактным двигателем.
К сожалению, этот гигантский пласт опытных
наработок практически остался невостребован. Единственным исключением стала
модель «Иж-Планета-Спорт 350», появившаяся в 1973 году. Совершенно оригинальный
двигатель (развитие кроссового Иж-61К) мощностью 30 л.с, с шестеренной моторной
передачей, система раздельной смазки, японские комплектующие в системах питания
и электрооборудования - все это было ново и непривычно. Мотоцикл был дорог
(цену не сильно снизило даже быстрое исчезновение большинства перечисленных
выше нововведений), но главное - он идеологически не подходил на роль
привычного универсального семейного транспорта. Суммарный годовой выпуск
машины, который в отдельные годы доходил почти до 25000 экземпляров, считался
«нерентабельным» для предприятия, ориентированного на производство 400000
мотоциклов в год. Ставка на экспорт тоже себя не оправдала, и в 1984 году
мотоцикл сняли с производства.
В начале 80-х годов для предприятия «Ижмаш»
была приобретена лицензия на ряд узлов японского мотоцикла «Ямаха ХТ550»
(Yamaha XT550). Они стали отправной точкой для разработки нового семейства:
дорожный мотоцикл «Иж-Орион» и модификация двойного назначения «Иж-Марафон». К
сожалению, доводка одноцилиндрового четырехтактного двигателя слишком
затянулась. Но ряд узлов (передняя телескопическая вилка с пневмоподкачкой,
литые колеса, передний дисковый тормоз) в начале 90-х годов появились на
серийных мотоциклах «Иж-Планета» и «Иж-Юпитер».
Переход к рыночным отношениям завод встретил
с устаревшими моделями очень почтенного происхождения. После обвального падения
спроса на внутреннем рынке предприятие нашло выход в развитии экспорта в страны
Третьего мира. К сожалению, это в какой-то степени затормозило техническое
развитие мотоциклов, поскольку там пользовались спросом лишь самые дешевые
модификации в самой простой комплектации. Тем не менее, в 1998 году завод
освоил изготовление мотоциклов «Иж-Юпитер» с мотором жидкостного охлаждения, а
через год - созданного на его основе мотоцикла «Иж-Юнкер» в стиле «кастам». 22
июня 1996 года мотопроизводство было выделено в самостоятельное предприятие
ДОАО «Ижмаш-Мото». И хотя ныне оно переживает не лучшие времена, в планах
конструкторов – разработка широкой гаммы мототехники, с двигателями собственного
и импортного производства рабочим объемом от 50 до 1000 см³. Первой ласточкой
стал показанный публике в 2000 году легкий мотоцикл «Иж-Корнет» в стиле
«кастом», с 50-кубовым двухтактным двигателем производства вятско-полянского
предприятия ОА «Молот».
|