Мелкосерийное производство мотоциклов было налажено в Чехословакии еще в
первом десятилетии прошлого века, однако новая страница в истории мототехники
началась в 1929-м году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек
переоборудовал его для выпуска мотоциклов. Янечек приобрел у немецкой фирмы
Wanderer лицензию на 500-кубовую модель с задним приводом и выпустил первую
базовую модель мотоцикла под торговой маркой Jawa (Ява). Название марки
расшифровывается достаточно просто, так как это первые буквы имен ее
создателей: «Ja» - от Janechek и «Wa» - от Wanderer.
Первый мотоцикл Jawa был не только тяжелым, но и дорогим, поэтому он не
особенно вдохновил потребителей. Нужно было спасать положение, и Янечек
пригласил английского конструктора Джорджа Уильяма Патчетта для разработки
новой модели. Ожидания Янечека оправдались: в 1932-м году был представлен
легкий мотоцикл Jawa 175cc Villiers, который достаточно быстро завоевал
популярность. Вдохновленный успехом, Янечек начал выпуск 250-кубовых и
350-кубовых мотоциклов с четырехтактным двигателем для любителей мощной
мототехники. В 1937-м году состоялся дебют одной из самых популярных в то время
модели - 100-кубового мотоцикла Jawa-Robot.
К концу 30-х годов завод мотоциклов Jawa стал играть весьма значимую
роль в мотоиндустрии Чехословакии, но в это же время выпуском мотоциклом
занялся и другой оружейный завод - CZ,
который начал производить 100-, 125- и 350-кубовые мотоциклы с двухтактным
двигателем. Всю войну, вплоть до 1945 года, заводы CZ и Jawa занимались изготовлением вооружения и ремонтом техники для
фронта. На заводе мотоциклов Jawa, тем не менее, не оставляли надежды вернуться
к своей основной продукции и даже сумели тайно спроектировать и провести
испытания серии мотоциклов, в результате чего в 1946-м году на Парижском
автосалоне была представлена модель Jawa 250/350 Perak. Мотоцикл произвел
фурор, так как это была новаторская модель с новой конструкцией рамы,
гидравлическими амортизаторами и коробкой передач, сопряженной с автоматическим
выключением сцепления. Спустя два года появилась Ява-350 с двухцилиндровым
двигателем и гоночный мотоцикл Jawa с двигателем объемом 498 куб.см.
«Золотое время» завода мотоциклов Jawa пришлось на 50-60-е годы, когда
модели Ява стали экспортироваться в Советский Союз, который стал их основным
потребителем. Это были Ява-250 и Ява-350, хорошо знакомые советским любителям
мотоспорта. Завод стал активнее выпускать и гоночные мотоциклы, так как
благодаря этим моделям команда Чехословакии неоднократно побеждала в
международных соревнованиях. 60-е годы ознаменовались для завода мотоциклов
Jawa большими переменами, так как по решению правительства головной завод
объединения Jawa в Праге был переориентирован на выпуск изделий
полупроводниковой промышленности. Для производства мотоциклов Jawa было
выделено другое предприятие, которое вместе с заводом CZ начало выпускать
унифицированные модели. В тот период времени производились преимущественно
спортивные мотоциклы для мотокроссов и шоссейно-кольцевых гонок, а апофеозом
стала выпущенная в конце 60-х модель Ява с четырехцилиндровым двигателем с
жидкостным охлаждением.
В 70-х годах мотоциклы Jawa продолжали активно экспортироваться в
Советский Союз и в страны Восточного блока. В 1973-м началось серийное
производство модели Jawa-350/634 - дорожного мотоцикла с модернизированным
двигателем и новой трубчатой рамой. Завод остался верен своим спортивным
традициям и в те годы выпустил спортивные мотоциклы Jawa для спидвея и
многодневных соревнований, в которых команда Чехословакии неоднократно
становилась победительницей. Начало 80-х стало самым сложным периодом для
завода мотоциклов Jawa: на Западе оформился новый вид классического мотоцикла -
модель с четырехтактным двигателем и поршнем вместо дискового золотника, и
чехословацкие мотоциклы оказались далеки от этого «идеала». После распада СССР
мотоциклы Ява перестали быть востребованными и на своем основном рынке сбыта, в
результате чего головной завод Jawa оказался в критической ситуации. В
последующие годы были предприняты попытки модернизации выпускаемых моделей,
однако вернуть былой спрос на мотоциклы Jawa так и не удалось.
Несмотря на это, завод мотоциклов Jawa продолжал свою деятельность, и в
1987-м был выпущен 3-миллионный мотоцикл этой знаменитой марки. В 1997-м была
образована новая компания Jawa Moto, которая за прошедшее десятилетие выпустила
несколько моделей: в частности, Ява-650 Classic, Ява-650 Style и Ява-650 Dakar.
Преемник знаменитого производителя чехословацких мотоциклов компания Jawa Moto
не забыла о том, какую роль в истории чехословацкой мотоиндустрии сыграл
экспорт в СССР. Компания уже сообщала о своем намерении возобновить поставки
мотоциклов Ява на рынки стран бывшего Союза и активизировать их продажу. И у
«Явы» это обязательно получится, так как представлять мотоциклы Ява российским
любителям мотоциклов нет никакой необходимости.
|