Расположенная в пригороде Штуттгарта компания «Крайдлер Верке» (Kreidler
Werke) специализировалась на изготовлении металлических полуфабрикатов (труб,
отливок, штамповок и т.д.) для немецкой машиностроительной промышленности. Тем
не менее, в 1951 году эмблема компании появилась на мопеде «К50».
Одноцилиндровый двухтактный 49-кубовый двигатель мощностью 2 л.с. был
сблокирован с двуступенчатой коробкой передач (переключение производилось при
помощи вращающейся рукоятки руля) и запускался педалями велосипедного типа.
Силовой агрегат был подвешен к раме, изогнутой в виде буквы «U» из трубы большого диаметра. Спереди стояла простейшая
телескопическая вилка, заднее колесо было закреплено жестко. Вскоре появилась и
«люксовая» модификация «К51» с короткорычажной передней вилкой, задней
маятниковой подвеской и мотором, прикрытым штампованными панелями.
Дешевые и отлично изготовленные, эти машины сразу же обеспечили компании
хорошую репутацию и высокие доходы. Осенью 1955 года гамму из двух мопедов
дополнила скутеретта «R50». Она представляла собой шасси «К50», накрытое
штампованной облицовкой с небольшим передним щитом и поликом под ногами;
кикстартер заменил педали велосипедного типа. Но главная новинка сезона -
модернизированные двигатели, которые стали устанавливать на все три модели.
Впервые в практике мотоциклетных моторов удалось избавиться от гильзы: ее
заменил слой твердого хрома.
Совершенно новую машину компания представила в 1957 году. Модель
«Флоретт» (Florett) была заявлена как легкий мотоцикл: она развивала
максимальную скорость 65 км/ч при действовавшем для мопедов ограничении 40
км/ч. Двухтактный 49-кубовый двигатель с горизонтальным расположением цилиндра
развивал мощность 3 л.с. и был сблокирован с трехступенчатой коробкой передач.
Он по-прежнему имел механизм переключения при помощи вращающейся
рукоятки руля. Зеркало цилиндра было покрыто твердым хромом. Рама сохранила
U-образную форму, но изготавливалась теперь из штампованных деталей. Впрочем,
проем был почти полностью закрыт установленным «по-мотоциклетному»
горизонтальным бензобаком. Спереди стояла длиннорычажная вилка типа «Ирлз»
(Earles), сзади - маятниковая подвеска.
Мотоцикл отличался прекрасным качеством изготовления, современной - по
тем временам - внешностью и выдающейся экономичностью. Все это сделало его
лидером рынка ФРГ и соседних стран. Сыграл свою роль и необычный рекламный ход:
компания пообещала подарить золотой зажим для галстука каждому, кто наездит на
мотоцикле Kreidler 100 тыс. км и исправно выполняла это обещание до конца 70
годов.
А чтобы постоянно подогревать интерес к своей продукции, фирма
развернула широкую спортивную деятельность. Уже в 1959 году на основе серийной
модели были созданы мотоциклы для многодневных мотоциклетных соревнований и
шоссейно-кольцевых гонок. Первый успех пришел в Шестидневных соревнованиях ФИМ
1960 года: несколько немецких спортсменов, выступавших на Kreidler завоевали
золотые медали.
А в 1961 году ФИМ впервые провела шоссейно-кольцевые соревнования на
Кубок Европы в классе 50 см³. Серию из восьми гонок выиграл гонщик команды
Kreidler Ганс-Георг Аншайдт (Hans-Georg Аnscheidt). Следует особо отметить тот
факт, что его чемпионский мотоцикл был создан на основе обычной дорожной
машины: двигатель легко перенес форсировку до 8 л.с. при 12000 об/мин.
В сезоне 1962 года ФИМ впервые придала гонкам 50-кубовых мотоциклов
статус чемпионата мира. По этому случаю компания подготовила специальный
гоночный мотоцикл. Двигатель, сохранивший систему воздушного охлаждения и
горизонтальное расположение цилиндра, получил дисковые золотники на впуске и
два карбюратора. В дополнение к четырехступенчатой коробке передач установили
трехступенчатую, так что гонщик мог выбирать одно из 12 передаточных отношений.
Специальную раму изготовили из труб из хромомолибденовой стали. Увы,
Аншайдт в том сезоне занял лишь второе место, проиграв Эрнсту Дегнеру (Ernst
Degner) на Suzuki. Впрочем, эта относительная неудача
не отразилась на реноме компании, которая в том же году стала крупнейшим в ФРГ
производителем мототехники (фактически она в 1962 году изготовила столько же
мотоциклов, сколько все остальные западногерманские фирмы, вместе взятые).
Кроме базовой модели началось производство варианта «Флоретт Супер» с
форсированным до 4,2 л.с. двигателем, четырехступенчатой коробкой передач с
ножным механизмом переключения и максимальной скоростью 75 км/ч. Через пару лет
мощность двигателя этой версии подняли до 5,2 л.с., что потребовало пятиступенчатой
коробки передач.
Время для модернизации семейства «Флоретт» подоспело в 1967 году:
длиннорычажную переднюю вилку сменила телескопическая, исчез проем между
бензобаком и седлом, так что машина окончательно приобрела «мотоциклетный»
облик. На эти машины ставили две версии силового агрегата: мощностью 2,9 л.с. и
с трехступенчатой коробкой передач, что при ограничении скорости величиной 40
км/ч выводило мотоцикл в «бесправную» категорию, и мощностью 5,3 л.с. с
пятиступенчатой коробкой передач.
В 1970 году дебютировала наиболее мощная версия «RSH» с двигателем
мощностью 6,25 л.с. и максимальной скоростью 85 км/ч. Параллельно с мотоциклами
«Флоретт» с 1968 года началось производство мопедов «МР» и «MF»; они сохраняли
характерный для Kreidler горизонтальный двигатель, имели открытую сверху раму и
двухступенчатую коробку передач.
Несмотря на то что все эти годы компания активно участвовала в
мотогонках, чемпионский титул ей никак не давался: одноцилиндровый двигатель,
созданный на основе серийного, не мог конкурировать с двухцилиндровыми
японскими конструкциями. Проблеск надежды появился лишь в 1969 году, когда ФИМ
установила ограничения для 50-кубового класса: только один цилиндр, не более
шести передач и минимальная масса 60 кг.
Любопытно, что проект машины под эти условия заказал известному
немецкому конструктору Йоргу Моллеру (Jorg Moller) импортер из Амстердама Ван
Веен (Van Veen), с 1967 года активно финансировавший заводскую команду:
Нидерланды в 60 годы стали важнейшим экспортным рынком для Kreidler. Йорг
спроектировал легкое трубчатое шасси, к которому подвешивался горизонтальный
двигатель жидкостного охлаждения, форсированный до 17,5 л.с.
И, наконец, в 1971 году марке улыбнулась удача: голландец Ян де Вриз
(Jan de Vries) добыл вожделенный титул. Свой успех он повторил в 1973 году, в
следующем году еще одну золотую медаль принес Kreidler голландец Хенк ван Кессел (Henk van Kessel),
а в 1975 году - испанец Анхел Ньето (Angel Nieto).
В ту пору Kreidler был лучшей 50-кубовой гоночной машиной, и независимые
гонщики всеми правдами и неправдами стремились заполучить себе экземпляр такого
мотоцикла. Этот спрос вдохновил Ван Веена на создание своего филиала в
Германии. Компания, названная «Крайдлер-Ван Веен Спорт» (Kreidler-Van Veen
Sport), взялась за серийное производство гоночных машин. В 1978 году она
представила также спортивные мотоциклы для мотокросса и соревнований эндуро с
50-кубовым мотором воздушного охлаждения, форсированным до 12 л.с.
Увы, спортивные успехи заслонили от руководства компании необходимость
совершенствовать серийную продукцию. Фактически основой модельной гаммы
оставался все тот же «Флоретт», в 1976 году получивший систему электронного
зажигания, литые колеса и дисковый передний тормоз. Лишь падение спроса в конце
70 годов заставило спешно взяться за разработку новых моделей.
В конце 1980 года дебютировали легкий мотоцикл «Флотт» (Flott)
страдиционным 50-кубовым горизонтальным двигателем, подвешенным к трубчатой
раме, и серия с совершенно новым вертикальным 79-кубовым мотором мощностью 8
л.с. - дорожный «Флоретт 80» и мотоцикл двойного назначения «Мустанг 80». Увы,
эти усилия уже не могли спасти компанию, которая в 1982 году объявила о
ликвидации мотопроизводства.
По иронии
судьбы, марка продолжала побеждать в соревнованиях даже после своего
официального исчезновения: на мотоцикле Kreidler швейцарец Штефан Дорфлингер
(Stefan Dorflinger) выиграл чемпионаты мира в 1982 и 1983 годах. Эти титулы
стали заслугой немецкой компании «Краузер», известного производителя мотоциклетных
аксессуаров, выкупившей гоночную команду после банкротства Kreidler.
|