Компания Norton Motorcycle Company была
основана в 1989 году Джеймсом Ленсдаун Нортоном, который был также известен как
«папочка», и зарегистрирована по адресу 320, Брэдфорд-стрит, Бирмингем в
качестве производителя деталей и запасных частей для мотоциклов.
В 1902 году Нортон занялся конструкцией и
производством мотоциклов с использованием французских и швейцарских двигателей.
Спустя пять лет гонщик Рем Фаулер выиграл на мотоцикле фирмы Нортона первую
гонку Isle of Man Senior TT в классе двухцилиндровых двигателей. Эта победа
положила начало славным спортивным традициям, которые продолжались вплоть до
начала 1960-х годов. В последствие трассы Isle of Man покорялись мотоциклами
компании 10 раз в период между двумя мировыми войнами, а также ежегодно с 1947
по 1954 год.
Первый двигатель Norton Motorcycle Company
был выпущен в 1908 году, положив начало серии одноцилиндровых двигателей с
боковым клапаном, которая сохранялась с небольшими изменениями до конца 1950-х
годов.
Первый логотип фирмы Нортона был простым, но
в то же время очень современным, а название было написано заглавными буквами.
Этот логотип впервые появился на обложке каталога компании в 1914 году. Каталог
создал Джеймс Нортон в соавторстве со своей дочерью Этель. Данный логотип получил
название «кудрявая Н». На мотоциклах Norton Motorcycle Company с 1915 года
использовалась только первая заглавная буква. Этель Нортон также принимала
участие в испытаниях некоторых мотоциклов, разработанных её гениальным отцом.
В 1913 году бизнес Нортона пошел на спад.
Однако очень оперативно ситуацию исправило вмешательство основных кредиторов –
R.T. Shelley & Co. Вскоре после этого была создана компания Norton Motors
Ltd, которой совместно управляли Джеймс Нортон и Боб Шейли. Основатель фирмы
умер в 1925 году в возрасте 56 лет, но он успел увидеть триумф своей разработки
на гонках колясочных мотоциклов в 1924.
Созданный конструктором Уолтером Муром
мотоцикл Norton CS1 появился в 1927 году. Эта машина частично была основана на
модели ES2 и использовала ряд её частей. После перехода Мура на немецкое
предприятие NSU в 1930 году (этот переход
побудил насмешки о том, что продукция NSU
состоит из бывших в употреблении деталей Norton Motors) совершенно новый
двигатель был разработан Артуром Кэрроллом. Этот силовой агрегат стал
прототипом всех последующих разработок Norton Motors. Наступившее десятилетие
стало легендарным для гоночной истории компании Нортона – в период с 1931 по
1939 года мотоциклы Norton Motors одержали 7 побед.
К 1934 году компания уладила проблемы с
покупкой коробки передач и сцепления фирмы Sturmey-Archer. Когда Sturmey
прекратили производство, Norton Motors купили права на продукцию и перенесли её
производство на завод фирмы Burman and Sons Ltd, которая также занималась
выпуском коробок передач.
Обычные мотоциклисты, ценившие в машине,
прежде всего, надёжность и эффективность, оказались довольными новым
одноцилиндровым двигателем с отдельной коробкой передач. В период между 1937 и
1945 годами четверть (более 100 тысяч) мотоциклов британской армии составляли
модели Norton Motors – это были одноместный WD 16H и колясочный WD Big Four.
По окончании Второй Мировой войны компания
Norton вернулась к производству гражданских мотоциклов, продолжая расширять
ассортимент. Основным мотоциклом в 1949 году стал Model 7, позже известный как
Norton Dominator, оборудованный двухцилиндровым двигателем объёмом в 500
кубических сантиметров. Разработка этого байка была возложена на Берта Хопвуда.
Также фирма Norton Motors стремилась к
возвращению предвоенного величия на гоночных трассах, однако, их
одноцилиндровый мотоцикл столкнулся с жёсткой конкуренцией в лице новых
итальянских мотоциклов и продукции британской фирмы AJS. В 1949 году сезон британского мотоциклетного гран-при машины
Norton провалили, закончив чемпионат лишь пятыми, в то время как победа
досталась команде AJS. А позже, в январе 1950 года, в Белфасте братьями
МакКендлес специально для Norton Motors была разработана рама Featherbed. Ей
был оборудован легендарный мотоцикл Manx Norton, который использовали гонщики
Джефф Дьюк, Джон Сёртис и Дерек Миллер. Очень быстро эта рама стала эталоном,
по которому проектировались прочие рамы для мотоциклов.
В 1951 году на экспортные рынки был
поставлен мотоцикл модели Norton Dominator, оборудованный рамой Featherbed.
Экспортируемый вариант назывался Model 88. С увеличением количества выпускаемых
рам росло и количество их модификаций. Featherbed стали устанавливать на другие
модели, в том числе, на одноцилиндровые мотоциклы.
Manx Norton также сыграл свою значительную
роль в развитии послевоенных мотогонок. В конце 1950 года английские правила
гонок на мотоциклах объёмом до 500 кубических сантиметров были приняты в
качестве правил Формулы-3. Двигатель JAP Speedway, изначально считавшийся
лучшим в своём классе, практически по всем параметрам уступал двигателю Manx. С
тех пор много мотоциклов Нортона были куплены целиком лишь для того, чтобы
извлечь двигатель, ведь компания не торговала ими отдельно.
Несмотря на успехи в гонках, финансовое
положение Norton Motors было затруднительным. Завод не мог производить много
высококачественных рам, поэтому вскоре покупатели потеряли интерес к
приобретению мотоциклов компании. В 1953 году компания Norton Motors была
приобретена предприятием под названием Associated
Motorcycles (AMC), которая ранее купила
AJS, Matchless,
Francis-Barnett и James. Фабрика Нортона Брейсбридж-стрит в Бирмингеме была закрыта в
1962 году, а производство перенесли на завод AMC,
который находился в Вулвиче (юго-восточный Лондон).
Под управлением AMC была улучшена коробка передач Norton. Улучшенным вариантом
оснащались все мотоциклы в рамках брендов AJS,
Matchless и Norton. А в 1960 году была
разработана новая рама Featherbed. Изменения пошли на пользу комфорту водителя
– было уменьшено расстояние между коленами. Новая конструкция была удобна также
и для людей невысокого роста, так как теперь им было проще достать ногами до
земли. Новая модель рамы стала называться в народе «узкая», а старую
мотолюбители именовали «широкой».
Последний мотоцикл Manx Norton был продан в
1963 году, хотя он до сих пор остаётся популярным в моторалли.
7 ноября 1960 года исключительно на
американский рынок был запущен Norton Manxman с объёмом двигателя в 650
кубический сантиметров. В октябре следующего года этот мотоцикл стал
продаваться и в Великобритании. В апреле 1962 года в США в продажу поступила
модель Norton Atlas с ещё более мощным двигателем – его объём составлял 750
кубических сантиметров. Однако последняя модель оказалась слишком дорогой в
производстве, поэтому её серийное изготовление лишь ухудшало финансовое
положение компании.
В 1969 году Norton разработали также два
двухцилиндровых мотоцикла с менее объёмным двигателем – Norton Jubilee (250
куб. см.) и Navigator (350 куб. см.). Двигатель сконструировал Берт Хопвуд, а
раму и ходовую часть – Фрэнсис Барнет.
В конце 1960-х годов вся английская
мотоциклетная промышленность пришла в упадок. Это было вызвано уменьшением популярности
продукции на внутреннем рынке и жёсткой конкуренцией с японскими
производителями. Как следствие, в 1969 году компания Associated Motorcycles
обанкротилась и была преобразована в Norton-Villiers – часть Manganese Bronze
Holdings Ltd.
В качестве одного из недостатков весьма
интересного мотоцикла Norton Atlas была отмечена сильная вибрация при езде.
Вместо смены мотора было решено сменить раму на эластилизирующую – именно так
появился мотоцикл модели Norton Commando 750, который поступил в продажу сразу
в 1969 году. Современный дизайн, мощный двигатель и своевременные нововведения
сделали этот байк настоящим лакомым кусочком для мотолюбителей. По всем
техническим показателям Commando обогнал своих современников, произведённых
компаниями Triumph и BSA.
1972 год принёс финансовые трудности
компании BSA, поэтому правительство
Великобритании обещало поддержать брэнд, но только при условии, что тот
сольётся с Norton-Villiers. Это вылилось в 1973 в образование Norton Villiers
Triumph (NVT). Через год уходящее правительство отменило всяческие субсидии, но
это уже не оказалось проблемой для нового парламента – после всеобщего
референдума компенсации восстановили. В том же 1974 году фирма разразилась
сразу четырьмя новыми мотоциклами - 828 Roadster, Mark 2 Hi Rider, JPN Replica
(John Player Norton) и Mark 2a Interstate. Но в 1975 году ассортимент урезали
до двух моделей, а затем правительство потребовало погашения своего кредита и
запретило внешние займы, что подорвало иностранный рынок.
В 1980 году компания прошла через несколько
смен названия – в основном, из-за того, что брэнд был популярен, его
«разделили» на несколько частей (Norton в Великобритании, Германии, США и
остальном мире).
Строительство машин под маркой Norton было
возобновлено в крупных масштабах в 1988 году в городе Личфилд. Новые модели
принесли победу Norton в 1992 году на ралли Senior TT, однако, продажи были
невысокими. Новый двигатель, разработанный как для гражданских, так и для
военных мотоциклов, имел определенный успех, что привело к созданию модели
Classic ещё в 1987 году.
В 1991 году генеральным директором фирмы по
настоянию банка Midland стал Дэвид Макдональд, которому было необходимо
погасить долг в размере 7 миллионов долларов. Макдональд продал активы компании
Norton североамериканской фирме Wildrose Investments. В 1993 году глава
Wildrose Нельсон Скалбания переименовал приобретённое им предприятие в Norton
Motors Ltd. и назначил генеральным директором свою дочь – Розанду.
В 1994 году права на Norton Motors Ltd. были
проданы Aquilini Investments, так как Скалбания был не в состоянии вернуть
деньги, которые он занимал для покупки. Через два года завод Norton в Шенстоне
продали компаниям Startright Motors (Лидс)
и Reg Allen Motorcycles (Актон, Лондон).
После раздела фирмы стало известно, что в
2005 году группа бывших инженеров Norton спроектировала и построила девять
болидов для Формулы-1, а запасные части и детали мотоциклов Norton используются
целым рядом компаний (Andover Norton, Mick Hemmings, Norvil, RGM Motors, Unity
Equipe и Norman White).
|