В 1885 году два жителя городка Шёнау, что
недалеко от Хемнитца, механики Иоганн Баптист Винкльхофер (Johann Baptist
Winklhofer) и Рихард Адольф Йэникке (Richard Adolf Jaenicke) организовали
совместную мастерскую по ремонту велосипедов - «пауков» с большим передним
колесом.
Через год началось собственное производство
«пауков» и трехколесных велосипедов, а к 1888 году предприятие перешло на
изготовление веломашин привычного нам вида. К 1896 году мастерская приняла
наименование велосипедная фабрика Wanderer (Wanderer Fahrradwerke Winklhofer
& Jaenicke). Само слово Wanderer в переводе с немецкого означает
«путешественник». К первому десятилетию XX века это было уже крупное
многопрофильное машиностроительное предприятие.
Дебют первых мотоциклов Wanderer -
одноцилиндровых машин с двигателем мощностью 1,5 л.с., имевшим автоматический
впускной клапан, - датируется 1902 годом. Привод заднего колеса осуществлялся
кожаным ремнем, тормоза сначала были велосипедными, а потом на переднем колесе
появился ленточный тормоз.
В раму велосипедного типа был вставлен
плоский прямоугольный бензобак. Аналогичная двухцилиндровая модель с V-образным
мотором мощностью 3 л.с. получила специально разработанную раму и переднюю
вилку, где колесо подвешивалось на двух вертикальных коротких пружинах.
Следующая серия моделей, образца 1908 года,
явила миру, по сути, первый настоящий Wanderer - чрезвычайно прогрессивную для
своего времени конструкцию. В специально разработанной раме могли помещаться на
выбор два нижнеклапанных мотора - одноцилиндровый, мощностью 2 л.с., или
V-образный двухцилиндровый, мощностью 4 л.с.
Двухцилиндровый двигатель представлял собой
модернизацию одноцилиндрового: первый цилиндр располагался вертикально, а
второй находился перед ним в наклонном положении под углом 45°, при этом его
ребра охлаждения были сделаны горизонтальными. Система зажигания базировалась
на магнето.
Заднее колесо по-прежнему приводилось
ремнем, коробка передач отсутствовала, зато механизм натяжения ремня был
выполнен весьма оригинально. Если обычно ременный шкив насаживался
непосредственно на цапфу коленчатого вала, то в данном случае на цапфе сначала
крепилась круглая подвижная план-шайба, на которой с эксцентриситетом
устанавливалась ось вращения шкива. Следом за ней, на самом носке цапфы,
привинчивалась цилиндрическая зубчатая шестерня.
Ременный шкив внутри был полым и имел
внутренний зубчатый венец. Таким образом, передача крутящего момента с
коленчатого вала двигателя на ремень осуществлялась не напрямую, а через шестеренчатую
передачу. К планшайбе крепился плоский зубчатый сектор, который, в свою
очередь, входил в зацепление с вертикальным червячным валом. К нему сверху шел
длинный стержень с рукояткой, вращая которую, водитель мог изменять положение
сектора и, соответственно, натяжение ремня.
Бензобак мотоцикла, размещавший в себе также
и масляный резервуар, получил характерную и мгновенно узнаваемую форму
вытянутого пятиграника - узкого возле передней вилки и широкого под седлом,
откуда и подавался бензин в карбюратор. За счет наклонного днища создатели
мотоцикла решили проблему остатков топлива, не попадающих обычно в заборник,
-здесь такого не случалось. Необычно был сделан привод тормозов.
Мотоциклы Wanderer оснащались, как это было
положено в то время, вспомогательным педальным приводом для запуска двигателя.
Кроме велосипедной втулки заднего колеса с собственным тормозным механизмом,
имелся еще башмачный тормоз на ременный колесный обод. А приводился он в
действие от тех же педалей: при резком вращении педального узла назад
специальный выступ на одном из шатунов задействовал несколько тяг, прижимавших
башмак к ободу.
Передняя вилка мотоциклов нового семейства
была короткорычажной, также весьма характерного вида. И завершая описание
конструкции, следует отметить, что уже в 1908 году на мотоциклах Wanderer по
заказу можно было получить мягкую подвеску заднего колеса: два наклонных
телескопических пружинных амортизатора шли из-под сиденья к заднему колесу, а
весь задний конверт рамы вместе с колесом и крылом качался на горизонтальной
поперечной оси, находившейся сразу за силовым агрегатом.
Двухцилиндровая модель образца 1910 года -
«Тур 3 Р5» - при рабочем объеме 380 см³ развивала на самом деле мощность 6 л.с.
Цифра в названии - показатель налоговой мощности. Скорость машины собственным
весом 50 кг не превышала 40 км/ч. Правда, уже в 1913 году аналогичная мощность
получалась с одного цилиндра рабочим объемом 316 см³. К этому моменту в серию
уже пошла более тяжелая машина с V-образным двухцилиндровым нижнеклапанным
мотором обычной конструкции, рабочим объемом 616 см³, в больших количествах
поставлявшаяся в германской армии.
После Первой мировой войны программу
продукции завода Wanderer составили две основные модели с нижнеклапанными
моторами -одноцилиндровым (327 см³, 4,5 л.с.) и V-образным двухцилиндровым (616
см³, 9 л.с.). Обе машины получили трехступенчатую коробку передач, но если
первая еще имела ременный привод заднего колеса, то на вторую уже
устанавливалась цепная главная передача. В 1925 году к ним добавилась очень
любопытная верхнеклапанная модификация. Двигатель рабочим объемом 184 см³ и
мощностью 5 л.с. имел горизонтальный цилиндр и четыре клапана.
В блоке с мотором размещалась
двухступенчатая коробка передач, с левой стороны силового агрегата находился
внешний маховик, заднее колесо приводилось цепью. Полностью была переработана
ходовая часть: плоский вытянутый прямоугольный бензобак разместили между двумя
верхними трубами рамы, а передняя вилка теперь стала параллелограммной, с двумя
центральными пружинами. Машина оказалась довольно сложной, и чуть позже
появилась аналогичная версия -двухклапанная, рабочим объемом 196 см³. К1924
году в подобную ходовую часть перекочевал и 616-кубовый двухцилиндровый мотор,
только передняя вилка оснащалась не центральными, а боковыми пружинами.
В 1925 году фирма Wanderer представила на
рынке свою топ-модель - мотоцикл с V-образным двухцилиндровым верхнеклапанным
двигателем, который при рабочем объеме 708 см³ развивал мощность 15 л.с. Мало
того, - каждая головка цилиндра была четырехклапанной. Чуть позже появилась
версия с увеличенным до 746 см³ рабочим объемом, ее мощность составляла от 17
до 20 л.с., в зависимости от форсировки. Параллельно выпускалась и
верхнеклапанная модель с двумя клапанами на цилиндр, она продержалась в
производстве почти до 1929 года.
Последним «серьезным» мотоциклом с маркой
Wanderer стала очень интересная модель, появившаяся в 1927 году и значительно
опередившая свое время. Конструктор Александер фон Новикофф (Alexander fon
Novikoff) - очевидно, дворя-ла 120 км/ч. Мотоцикл действительно появился не
вовремя: затраты на производство были высоки, как и цена, а непривычная
конструкция отпугивала многих потенциальных покупателей. К тому же финансовая
ситуация в Германии конца 20-х годов была не из лучших, так что выпуск модели
«К 500», задуманной отчасти как конкурент одноцилиндровым машинам БМВ, продолжался лишь два года. Всего было
изготовлено порядка 2500 машин.
В 1929 году лицензию на производство этой
модели, а также оборудования приобрел оружейный фабрикант и инженер Франтишек
Янечек из Праги. Именно на базе «К 500» появилась первая модель новой
чехословацкой марки, название которой возникло из сочетания фамилии Янечек и
марки Wanderer - Jawa. А еще через несколько лет практически аналогичную серию
мотоциклов с двигателями чуть меньшего рабочего объема поставит на поток
концерн BMW, и эти машины окажутся гораздо
более удачливыми.
История мототехники марки Wanderer на этом
не закончилась. Производство велосипедов никто сворачивать не собирался, а в
1930 году появились первые образцы 74-кубовых блок-моторов фирмы «Фихтель унд
Закс». Первые легкие Wanderer представляли собой велосипед с моторчиком; точно
так же, как и у многих других веломотопроизводителей, при этом выпускались как
мужская, так и дамская версии.
С 1932 года в серию пошли машины с
80-кубовым блок-мотором фирмы ИЛО, а с 1934 года мотовелосипеды комплектовались
98-кубовыми блок-моторами от ИЛО и «Закса». Во второй половине 30-х годов
передняя вилка велосипедного типа сменилась параллелограммной, со штампованными
перьями. К этому моменту для мотовелосипедов строились специальные рамы с
креплениями под силовой агрегат.
Внешне все машины этого класса во многом
напоминали друг друга, отличаясь лишь мелочами. Так, фирма Wanderer с самого
начала 30-х годов держала в производстве модель «Geschaftsrad» (Гешефтсрад) с
маленьким передним колесом, над которым крепился багажник для легкого груза, в
то время как другие предприятия лишь эпизодически строили подобную технику. С
1938 года в серию пошла модель «Saxonette» (Заксонетт) -этим названием
именовались мотовелосипеды всех фирм, покупавших 60-кубовое «мотор-колесо» у
фирмы «Фихтель унд Закс».
Тогда же небольшими партиями строилась
модель «15», оснащавшаяся боковой коляской, это, пожалуй, единственный пример
«колясочного» варианта в столь легком классе мототехники. К 1940 году
производство мотовелосипедов Wanderer было полностью свернуто, и предприятие
сосредоточилось на выпуске штабных автомобилей для армии, пишущих машинок и
иной нужной для войны продукции. Возврата к мотоциклетной теме в послевоенный
период так и не произошло.
|