История мотоциклов из Коврова началась в
1945 году, когда в Москве было принято решение организовать в СССР выпуск
легких и средних мотоциклов на базе технологий и оборудования оказавшегося в
советской зоне оккупации завода фирмы ДКВ.
В 1946 году вышел приказ о создании мотоциклетного производства на ковровском
«Заводе имени Дегтярева» (ЗиД). Выбор в качестве базы оружейного предприятия
обуславливался высокой культурой производства, требовавшейся при освоении новой
продукции.
Базовым прототипом был выбран мотоцикл «ДКВ
RT 125» - легкая машина, считавшаяся лучшей в своем классе. К тому же следует
учесть, что во время войны фирма ДКВ модернизировала эту модель, так что
заводские специалисты готовили производство одного из современнейших на тот
момент мотоциклов. В том же 1946 году были собраны первые 286 экземпляров К-125
- такой индекс получил ковровский первенец. Машина оснащалась двухтактным
двигателем (123 см³, 4,5 л.с.) в блоке с трехступенчатой коробкой передач,
имевшей ножной механизм переключения. Трубчатая одинарная рама сочеталась с
параллелограммной передней вилкой, имевшей штампованные перья. Аналогичная
машина под индексом М-1А собиралась и в Москве на ММЗ, но между ними имелась
некоторая разница в электрооборудовании. Так, на К-125 под сиденьем была
установлена коробка с реле, центральным переключателем и контрольной пампой, в
то время как на М-1А переключатель и лампа находились в фаре. Новая машина
сразу же была опробована заводскими спортсменами, а затем специальные версии
начали готовиться по заказам мотоклубов. Даже знаменитая команда ВВС
Московского военного округа, шефом которой был Василий Сталин, имела в своем
составе несколько ковровских мотоциклов.
С 1952 года в серию пошла модель К-125М,
отличавшаяся телескопической передней вилкой с гидравлическими амортизаторами.
А впервые такая вилка появилась на спортивной модели К-125-С2 в 1950 году. Там
же впервые была опробована мягкая подвеска заднего колеса, а мощность
форсированого спортивного мотора достигала 9 л.с. Моторы дорожных моделей
отличались гораздо более скромной форсировкой - следующая модель, К-55, при том
же рабочем объеме получила двигатель мощностью всего 4,75 л.с., зато на ней уже
появилась маятниковая задняя подвеска. Последней же 125-кубовой ковровской
машиной ряда стала модель К-58 образца 1958 года, получившая капотированную
подседельную часть рамы, новый двигатель мощностью 5 л.с, генератор переменного
тока и бензобак новой формы. В таком виде мотоцикл строился до 1960 года.
Параллельно с серийным производством заводские специалисты работали над
абсолютно новой моделью, получившей двигатель ранее не использовавшейся в СССР
кубатуры - 175 см³, мощностью 8 л.с, с цилиндром из алюминиевого сплава.
Карбюратор располагался за цилиндром в специальном кожухе. Первые мотоциклы
образца 1957 года были очень похожи на «Яву», с таким же округлым баком и
расположенным на нем вытянутым приборным щитком. Их было сделано несколько
сотен штук, а затем бензобак стал идентичным модели К-58, произошли и некоторые
иные упрощения. В таком виде машина выпускалась до 1959 года, когда ее сменила
версия «Ковровец-175А», отличавшаяся в первую очередь четырехступенчатой
коробкой передач и генератором переменного тока, унифицированным с моделью
К-58. На новом «Ковровце» впервые появилась эмблема с бегущими зайцами, силуэт
которых с давних пор украшает герб города Коврова.
В 1960 году был изготовлен миллионный
мотоцикл ковровского завода. Это была модель «Ковровец-175А». Для этого
потребовалось всего 14 лет, в то время как знаменитая фирма BMW свой миллионный мотоцикл изготовила лишь в
1991 году. Таковы были масштабы производства и популярности мотоциклов в СССР.
В 1962 году на поток встала версия
«Ковровец-175Б» (9 л.с.) с новым генератором переменного тока и карбюратором.
Через год покупателям была предложена следующая версия – «Ковровец 175В», а в
1965 году из ворот завода вышли первые экземпляры одного из самых популярных
советских мотоциклов, получившего название «Восход». Сохранив основные черты
предшественников, эта модель в мелочах была кординально переработана, в том
числе и в плане пассивной безопасности: впервые на мотоцикле завода появились
зеркало заднего вида и стоп-сигнал. Изменились задняя подвеска, форма и емкость
бензобака, конструкция передней вилки, мощность двигателя повысилась до 10 л.с.
В комплект мотоцикла входили защитные наколенные щитки, багажник и ветровое
стекло. Следующая версия, «Восход-2» (1970 год), отличалась наличием указателей
поворота и измененным стилем, особенно в оформлении задней части рамы. В 1977
году ее сменил мотоцикл «Восход-2М», мощность двигателя которого повысилась до
14 л.с, а с 1980 года в серию пошла версия «Восход-3» с обновленным бензобаком,
усиленными тормозами и новыми задними амортизаторами. «Восход-ЗМ» образца 1983
года получил 12-вольтовое электрооборудование и на десять лет занял заводской
конвейер. Спрос на эти машины был стабильным, поэтому множество
экспериментальных разработок, в том числе и 250-кубовый мотоцикл, так и не
добрались до сборочного конвейера.
Следует отметить, что интересы заводчан не
ограничивались только серийными мотоциклами. Практически сразу же с начала
производства на предприятии небольшими сериями строились спортивные мотоциклы
различного назначения, успешно выступавшие в многочисленных соревнованиях.
Вспомним хотя бы мотоциклы К-55С1М (6 л.с.) для многодневных кроссовых
соревнований или К-55С2 (7 л.с.) для шоссейно-кольцевых гонок. Различные
варианты кроссовых машин делались и на базе серийных К-58 и «Ковровца», а в
1964 году был создан кроссовый мотоцикл «Ковровец-250СК» с 250-кубовым
двигателем. На базе мотоциклов «Восход» долгие годы строились мотоциклы для
мотобола, а в 1987 году был создан 250-кубовый мотоцикл для соревнований по
триалу. В том же 1987 году завод впервые в нашей стране приступил к
изготовлению специального мотоциклетного прицепа «Енот». Следует упомянуть и
внедорожную технику - четырехколесный мотоцикл «ЗДК 175 4ШП» и трехколесный
мотоцикл повышенной проходимости «Фермер» с системой принудительного воздушного
охлаждения двигателя. С 1989 года двигатель с лепестковым клапаном на впуске,
подготовленный для не пошедшего в серию мотоцикла «ЗДК-175», был установлен в
серийное шасси. Модель продевалась как «Восход ЗМ 01».
С 1993 года в серию пошел кардинально
переработанный мотоцикл ЗДК-4.105 «Сова», до сих пор составляющий основу
программы предприятия, а двумя годами позже его дополнила версия ЗДК-5.103
«Сова-200» (200 см³, 15 л.с). Эти машины отличаются абсолютно новой внешностью,
хотя силовой агрегат представляет собой дальнейшее развитие традиционных
«Восходов». С 1987 года в серию пошла версия ЗДК-5.104 «Курьер» с 200-кубовым
двигателем, задней подвеской с моноамортизатором, колесами увеличенного
диаметра и дисковым тормозом переднего колеса.
Последнее десятилетие XX века подарило
заводчанам возможность работы в новых условиях, вне давящего пресса
административно-командной системы. Это позволило выйти за рамки, казалось бы,
раз и навсегда установленной специализации и заняться созданием совершенно
нетипичных для предприятия моделей. Первой такой машиной стал появившийся в
1995 году мокик ЗДК 2.103 «Пилот» (49,9 см³, 3,5 л.с.) - чрезвычайно популярная
модель. Двигатель получил лепестковый клапан во впускном тракте и блокируется с
трехступенчатой коробкой передач. Мало того, на базе этой машины впервые в
нашей стране был создан 50-кубовый трехколесный мини-грузовичок. Второй
нетипичной для завода моделью стал дебютировавший в 2000 году мини-роллер
ЗДК-2.501 «Аркан» на 10-дюймовых колесах. Двигатель аналогичен тому, что
применяется на «Пилоте» (49,9 см³, 3,5 л.с), но коробка передач сделана
четырехступенчатой. Продолжается также выпуск «Совы» вместе с ее модификациями.
Сегодня «Завод имени Дегтярева» является наиболее стабильным предприятием из
всех мотоциклетных заводов России и СНГ.
|