All British (Engine) Company (ABC) была
основана неподалеку от автодрома Бруклендс в Вейбридже (английское графство
Суррей). Перед тем как начать в 1912 году выпуск мотоциклов компания занималась
производством авиационных двигателей. Гренвилл Брэдшоу. чье имя ассоциировалось
с множеством других проектов на протяжении многих лет, был главным
конструктором компании. Лес Бейли уговорил его произвести некоторые детали для
усовершенствования своего 350-кубового мотоцикла Douglas. По заказу компания
произвела цилиндры, верхнеклапанное газораспределение, поршни и шатуны. В конце
года усовершенствованная машина установила на близлежащей гоночной трассе новый
рекорд скорости для мотоциклов данного класса - порядка 116 км/ч.
Одновременно с этим компания объявила о
выпуске нового плоского двухцилиндрового двигателя с верхним клапанным газораспределением
объемом 494 см³, монтируемого в линию с рамой. Оба цилиндра также располагались
в линию друг с другом.
Для создания подобной конструкции один
поршень был оснащен обычным шатуном, другой - двумя. То есть у коленчатого вала
были три нижних шатунных шейки. Мотоцикл оснащался внешним маховиком и зубчатой
передачей к распределительному валу и магнето. Шариковые и роликовые подшипники
использовались как в распределительном, так и коленчатом валах.
К 1913 году компания выпустила несколько
машин. Две из них участвовали в гонках серии Senior TT, но также неудачно как и
другие мотоциклы с двигателями ABC. В начале 1914 года компания улучшила свою
репутацию, после того как Джек Эмерсон на мотоцикле с двигателем компании
установил новый рекорд для машин с объемом двигателя 500 см³ на трассе
Бруклендс. Вскоре после этого компания представила две новые модели - «ТТ» и
«Туризм». Обе модели оснащались плоским двухцилиндровым двигателем, но в «ТТ»
использовались верхние клапаны, в то время как у «Туризма» был верхний
выпускной и боковой впускной клапана. Трансмиссия, представлявшая собой цепь с
трехступенчатой коробкой передач Armstrong,
при обычном креплении на заднем колесе являлась ступичным механизмом. Компания
ABC же использовала ее в качестве промежуточного вала.
Обычная рама была оснащена плоскими
пластинчатыми рессорами. Эту особенность конструкции Брэдшоу использовал и на
более поздних моделях.
Еще до начала первой мировой войны компания
переехала в Уолтон-на-Темзе (графство Суррей). Оборонный заказ ограничивался
лишь производством двигателей для различных служб. Однако компания все же
находила время и на производство небольшого количества мотоциклов. В 1915-16
годах эти машины оснащались четырехступенчатой кулисной коробкой передач
собственного производства и подрессоренной рамой. Для своего времени это были
довольно замысловатые модели.
В 1919 году была выпущена последняя,
собранная фирмой Sopwith Aviation, расположенной в Кингстоне-на-Темзе (графство
Суррей), модель компании. Ее конструктором по-прежнему являлся Брэдшоу. Машина
была оснащена плоским двухцилиндровым 398-кубовым верхнеклапанным поперечным
двигателем, в блоке с четырехступенчатой кулисной коробкой передач. Двигатель
был легкий и вполне современный, с ходом поршня значительно короче глубины
стальных цилиндров, на которых были закреплены чугунные головки с выступающими
противовесами. В картере располагался цельный коленчатый вал с шатунами, нарезавшимися
до установки и крепежа креплений роликов. Шатуны обеспечивали ход коротких
поршней из легкого сплава. Магнето с зубчатым приводом устанавливался поверх
картера двигателя. Топливная смесь подавалась единственным карбюратором через
нагретый выхлопными газами коллектор.
Двигатель приводил коробку передач
посредством конической зубчатой передачи, которая в свою очередь приводила цепь
к. заднему колесу. Он размещался в двойной, достаточно широкой для формирования
противоударных стоек раме. На этих стойках устанавливались защитные щитки для
ног, спускавшиеся до подножек. Переднее колесо было подвешено на балках с
пластинчатой рессорой, заднее же вращалось в шарнирной вилке с двойными
пластинчатыми рессорами. Большей частью подобная конструкция была революционной
для своего времени, но такие недостатки, как, например, ненадежное клапанное
газораспределение, отложили появление модели на рынке и лишь подтвердили
высокую себестоимость производства.
Одновременно с этим компания выпускала
модель Scootamota, лучшую из ряда скутеров, появившихся вскоре после первой
мировой войны. Опять же сконструированная Брэдшоу модель имела одинарную
трубчатую раму без подвески, 16-дюимовые спицованые колеса с внешними
ленточными тормозами на каждом. Двигатель размещался над задним колесом. Но
вместо плоского двухцилиндрового двигателя периода военных лет устанавливался
одноцилиндровый двигатель объемом 124 см³. Цилиндр размещался в задней части, а
магнето закреплялся спереди картера двигателя вместо переднего цилиндра. В
первоначальной компоновке предусматривалась клапанная система «выпуск - впуск».
Но в конце 20-х годов стали применять верхние клапана, а трансмиссия
представляла собой цепной привод заднего. Бензобак размещался над двигателем.
Седло крепилось к стойке перед двигателем так, чтобы ездоку не приходилось
стоять при езде. Представленная компанией ABC модель производилась и
продавалась жителем Лондона Гилбертом Кэмплингом с Альбермарл-стрит вплоть до
1923 года. В то время как Scootamota неплохо продавалась во время бума, фирма
Sopwith испытывала трудности и, успев выпустить порядка 3000 машин, была
ликвидирована в 1921 году. Ее исчезновение предопределило и конец марки.
Компания ABC прекратила свою деятельность в 1923 году.
Однако ее двухцилиндровые двигатели
продолжали выпускаться по лицензии французской компанией Gnome & Rhone с
начала двадцатых годов. Компания выпускала доработанную версию двигателей
объемом 494 и 398 см³ вплоть до 1925 года.
|