Самая крупная компания-производитель мототехники в Великобритании была
основана в 1854 году, когда 14 оружейных мастеров объединились в союз по
производству стрелкового оружия для участвовавшей в Крымской войне британской
армии.
Даже сейчас три сложенных вместе винтовки являются знаменитым логотипом
компании BSA Regal - наследницы марки BSA.
Через год после своего основания компания BSA переехала на завод в Смол
Хелс, расположенный возле Великой Западной железной дороги. Это место стало
домом компании на последующие 110 лет.
В 1861 году компания утвердила свое официальное название Birmingham
Stall Arts. В 1880-х годах высокоавтоматизированная по меркам своего времени
компания начала производство мотоциклетных узлов и агрегатов. Первая модель BSA
появилась в 1903 году. Это была двухколесная машина с двигателем Minerva. Через
семь была представлена первая модель BSA, собранная исключительно из узлов
компании. Она была оснащена 3,5-сильным двигателем с боковыми клапанами объемом
499 см³. Машина была окрашена в зеленый и кремовый цвета, выбранные основными
цветами машин BSA.
В 1913 году появились еще две модели: модель Н, оснащенная двигателем с
боковыми клапанами, двухступенчатой коробкой передач и цепным приводом, и модель
К с трехступенчатой коробкой передач.
На лондонской выставке Олимпия 1919 года была представлена первая из
знаменитой серии моделей компании с V-twin двигателями - 770-кубовая модель Е.
В основном она предназначалась для транспортировки коляски. Подобно многим
другим производителям BSA сама выпускала коляски для своих мотоциклов.
Если для мотоциклов BSA 1920-х годов были характерны V-twin двигатели,
то в 30-х преобладали уже одноцилиндровые модели, такие как 500-кубовый Sloper,
гоночный Empire Star и их модификации. Хотя и не столь популярные как
трехколесные модели компаний Morgan и Raleigh оснащенные двух- и четырехцилиндровыми
двигателями трициклы также присутствовали в модельном ряду компании.
Отличительной чертой крепко ставшей на ноги компании стало постоянное
усовершенствование своих машин. В годы 2-й мировой войны BSA выпустила 126
тысяч военных мотоциклов М20, оснащенных двигателями с боковыми клапанами. В те
годы компания владела заводами в различных отраслях промышленности. Даже в годы
1-й мировой она представляла собой огромный промышленный конгломерат,
выпускавший автомобили Daimler и порядка
1,5 миллионов винтовок для армии. Известный в народе как «Строение 1915 года»
завод был специально построен для производства стрелкового оружия. Впоследствии
из его стен вышло поколение мотоциклов для «настоящих парней».
К середине 1950-х годов являясь обладателем таких марок как Triumph, Ariel, Sunbeam, BSA стала крупнейшим
мировым мотопроизводителем.
Непритязательная двухтактная модель Bantam - бестселлер компании -
практически повторяла довоенную конструкцию немецкой DKW.
По иронии судьбы в 1920-х годах DKW
сама была крупнейшей в мире мотокомпанией.
В то время в модельном ряду BSA выделялись модели серий В и С с
верхнеклапанными одноцилиндровыми двигателями и модели с верхнеклапанными
параллельными двухцилиндровыми двигателями, взявшие за пример успешную модель
Speed Twin компании
Triump.
Среди одноцилиндровых моделей было много скромных «проходных»
конструкций, хотя самая мощная из них - модель Gold Star - стала легендой дорог
и гоночных трасс.
Первой в серии двухцилиндровых моделей появилась 500-кубовая А7
конструкции Вала Пейджа (1946 год). Позднее на ее основе появилась 650-кубовая
модель А10. В 1962 году на смену этой серии двухцилиндровых моделей 7/10 (самая
быстрая из них, Rocket Gold Star, развивала 185 км/ч) пришли двухцилиндровые
модели А50 и А65 блочной конструкции. А65 оставалась в производстве вплоть до
закрытия компании.
В 1960 году BSA объявила прибыль в размере девяти миллионов английских
фунтов. На коммерческом горизонте компании не было ни облачка.
В течение следующего десятилетия BSA непростительно медленно реагировала
на появление на рынке технически более передовых и дешевых японских мотоциклов.
Утверждение, что британская мотопромышленность в то время испытывала недостаток
в опытно-конструкторских и исследовательских работах, является мифом. Ведь
именно тогда компания создала оснащенный по последнему слову техники
опытно-конструкторский департамент в Амберслейд-холле, прозванном циниками
«Сонным Царством», и построила наиболее автоматизированную в мире (вне Японии,
конечно) производственную линию.
Несмотря на все имеющиеся возможности, компании не удалось выработать
правильную производственную политику или хотя бы найти верное направление
дальнейшей работы. Одна за другой с конвейера выходили провальные модели,
предназначенные для замены устаревшей модели Bantam. Среди них были
предназначенные для коротких поездок модели Dandy и Beagle, 250-кубовый скутер
и катастрофический трицикл Ariel-3. Этот трицикл независимой конструкции
потерпел аварию в ходе демонстрации своей «удали» руководству BSA, которое, тем
не менее, купило права на его производство.
В начале 1970-х годов убытки BSA практически сравнялись с уровнем
доходов десятилетней давности. Модель Rocket-З (она же Triumph Trident)
подарила некоторую надежду, но, в конце концов, попытки конкурировать с
японцами сломали компанию. Последней попыткой зацепиться за рынок стала так не
вовремя появившаяся модель Fury (она же Triumph Bandit). К 1972 году компания
окончательно разорилась.
Компания Manganese Bronze, к тому времени уже владевшая компанией
Norton, приобрела группу компаний BSA из-за ее доходного производства
автомобильных кузовов и металлоконструкций. Предложенный план финансового
оздоровления компании был встречен состоявшейся в Меридене сидячей забастовкой
решительно настроенного персонала BSA. В ее результате возникло кооперативное
общество Triumph, пользующееся государственной поддержкой.
После развала BSA контроль над мотопроизводством перешел к объединенной
компании Norton Villiers Triumph (NVT). Производство было перенесено в
расположенный к северо-востоку от Бирмингема Шенстоун, а заводы в Смол Хелс
(BSA) и Вулвергемптоне (Norton) были закрыты.
Была образована занимавшаяся производством роторно-поршневых двигателей
компания Norton Motors. Она успела сменить нескольких владельцев, прежде чем
разорилась в руках канадской семьи Аквилини, которой также принадлежали права
на мотоциклетную марку BSA.
Две других части NVT - компании BSA Со и Andover Norton - появились
после выкупа прав на свою деятельность. Владелец BSA Со Билл Колкьюхон
занимался производством военных мотоциклов с двигателями Rotax и сельских машин
на базе модели компании Yamaha для рынка стран Третьего мира. Компания Andover
Norton Майка Джексона в основном выпускала запасные части для компаний Commando
и АР Lockheed.
В 1991 году BSA Со и Andover Norton объединились, образовав новую группу
BSA. В 1994 году она была приобретена расположенной в Саутгемптоне компанией и
сменила название на BSA Regal. Образовавшаяся компания имела самые широкие
инженерные интересы.
|