История марки Ariel.
Истоки марки Ariel
восходят к 1870 году, когда Джеймс Старли (James Starley) и
Уильям Хиллман (William Hillman)
запатентовали велосипедное колесо с тангентными проволочными спицами. Вскоре
они начали производство первых в Англии цельнометаллических велосипедов, назвав
их Ariel (дух воздуха). В 1897 году их компания объединилась с фирмой Westwood
Manufacturing Company. Новообразованный концерн Cycle Components Ltd. выпускал
не только велосипеды марки Ariel, но и комплектующие для многих велосипедных
заводов Великобритании.
В 1898 году
компания выпустила партию трициклов с французским двигателем De Dion. Вразрез с общепринятой
в те годы практикой мотор был смонтирован не за задней осью, а перед ней, что
улучшало развесовку и управляемость машины. В 1900 году компания представила
квадроцикл аналогичной схемы, а в 1902 году началось производство двухколесных
мотоциклов с двигателем «Kerry».
В 1910 году
компания Ariel начала производство нижнеклапанных одноцилиндровых двигателей
рабочим объемом 350 и 500 см³, созданных по лицензии фирмы «Уайт энд Поппи».
В 1914 году
модельный ряд расширился за счет тяжелого мотоцикла с четырехтактным
двухцилиндровым V-образным двигателем рабочим объемом 663 см³ производства
фирмы «Эбингдон Кинг Дикк» и очень совершенной по тем временам модели
«Ариэлетт» (Arielette) с 349-кубовым двухтактным двигателем собственной
конструкции. В годы Первой мировой войны предприятие в основном выполняло заказы,
не связанные с мотоциклами, хотя некоторое количество 500-кубовых машин было
выпущено для армейского корпуса в Месопотамии.
По окончании боевых
действий компания продолжила выпуск мотоциклов довоенной конструкции, но былая
популярность марки постепенно сходила на нет. Положение изменилось в середине
20-х годов, когда мотоциклетное производство возглавил Джек Сэнгстер (Jack
Sangster), сын владельца «Сайклз Компонентс Лимитед». Первым делом
Сангстер-младший переманил из фирмы ДжАП одаренного конструктора Валентайна
«Вэла» Пейджа (Valentine «Val» Page), поручив ему разработку нового модельного
ряда.
Спроектированные
Пейджем мотоциклы с 496-кубовым верхнеклапанным и 557-кубовым нижнеклапанным
моторами дебютировали в 1926 году. Чтобы представить, насколько новаторскими
были эти машины, достаточно сказать, что нижнеклапанный мотор без особых
изменений выпускался до 1954 года, а характерный для этих машин каплевидный
бензобак на верхней трубе рамы вскоре скопировали практически все мотоциклетные
производители мира. Обновлен был и легкий мотоцикл с 249-кубовым нижнеклапанным
двигателем (в 1928 году он получил и верхнеклапанную модификацию).
К сезону 1930 года
Пейдж разработал также семейство мотоциклов с дуплексными рамами и
одноцилиндровыми двигателями со столь сильно (30° к горизонтали) наклоненными
цилиндрами, что модели получили прозвище «Flat single» – (Плоская единичка).
Семейство включало в себя 557-кубовую нижнеклапанную машину и мотоциклы с
верхнеклапанными моторами рабочим объемом 249 и 497 см³.
Вторым юным
талантом, которого пригрел Сангстер, стал Эдвард Тернер (Edward Turner).
Молодой инженер заинтересовал босса необычной компоновкой силового агрегата:
четыре цилиндра располагались по углам квадрата. Два коленчатых вала были
связаны между собой шестеренной передачей (венцы которой были нарезаны прямо на
центрально расположенных маховиках); шатунные шейки крепились к маховикам
консольно, кроме левого заднего цилиндра, с которого шла передача на
трансмиссию. Все клапаны приводились центральным верхним распределительным
валом с цепным приводом. 493-кубовый мотор отличался такой уравновешенностью и
плавностью работы, что прототип испытывался в шасси 250-кубового мотоцикла. Но,
во избежание риска, серийный мотоцикл, дебютировавший на Лондонской выставке
1930 года под названием «Square Four» – (Квадратная четверка), получил
массивную ходовую часть 500-кубового «Flat single». Увы, динамика этого
варианта оказалась скромной, и поэтому уже через год рабочий объем двигателя
был увеличен до 598 см³, а мощность - до 24 л.с. Кстати, в разработке этого
мотоцикла Тернеру ассистировал Берт Хопвуд (Bert Hopwood), который впоследствии
сам стал выдающимся мотоциклетным инженером.
В начале 30-х годов
Пейдж перешел в компанию Triumph, и Тернер стал главным конструктором фирмы.
Под его руководством было создано знаменитое семейство «Red Hunter» – (Красный
охотник). Основой для него послужила созданная Пейджем еще в 1926 году
верхнеклапанная модель. Кроме глубокой модернизации всех узлов, Тернер расширил
гамму рабочих объемов от 249 до 498 см³ и придал машинам впечатляющую
внешность, которую подчеркивали ярко-красный бензобаке приборной панелью и
масса хромированных деталей.
Производство новых
«пятисоток» началось в 1933 году, а 250- и 350-кубовых версий - тремя годами позже.
В то время как «Square Four» являлся весьма дорогой «парадной лошадкой»
ограниченного спроса, «Охотники» вкупе со старомодными нижнеклапанными моделями
обеспечивали фирме основной объем сбыта в тяжелый период экономического спада.
В 1936 году Джек
Сангстер приобрел мотоциклетное отделение компании Triumph и перевел туда
Тернера. Последняя работа, которую тот успел выполнить для фирмы Ariel, -
тотальное обновление двигателя «Square Four». На сей раз мотор получил
полноопорные коленчатые валы, соединяющая их шестеренная передача переместилась
на левую сторону, а вместо затруднявшего охлаждение головки (из-за чего машина
страдала от прогорания прокладок) верхнего распределительного вала Тернер применил
штанговый привод верхних клапанов. Кроме первоначального варианта, компания
стала выпускать еще один - с двигателем рабочим объемом 997см³ и мощностью 38
л.с. Этот мотоцикл развивал максимальную скорость 160 км/ч. С 1939 года на всех
моделях компании, кроме 250-кубовых, по заказу устанавливали заднюю подвеску
системы инженера Фрэнка Энсти (Frank Anstey), которая отличалась наличием
промежуточных рычагов, благодаря чему при работе подвески не так сильно
изменялось натяжение цепи.
346-кубовая
модификация «Red Hunter» послужила основой для создания армейского мотоцикла Ариэль
W/NG. Любопытно, что проведенные изменения (усиление рамы, увеличение дорожного
просвета) практически повторяли предвоенную модернизацию ходовой части для
Шестидневных соревнований ФИМ (FIM). Эта же машина с двигателем мощностью 13
л.с., получившая телескопическую переднюю вилку, цивильную окраску и индекс
«NG», открыла в 1945 году рыночные продажи. Вскоре возобновилось производство
верхнеклапанной модели «VG» (499 см³, 22 л.с), нижнеклапанной «VB» (598 см³, 15
л.с), и «Сквэа фор» - на сей раз только в 997-кубовом варианте мощностью 36
л.с.
Между тем в истории
компании Ariel начался новый этап: в 1944 году Джек Сангстер продал ее концерну
BSA. Поначалу новые
хозяева не посягали на самобытность марки и даже направили Пейджа (который
пришел в BSA после
покупки Сангсгером Triumph в 1936 году) для модернизации и пополнения
модельного ряда. Сначала Пейдж разработал двухцилиндровый мотоцикл с
верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 499 см³, производство которого в
базовом варианте «KG» ( 24 л.с.) и форсированном «КН» (26 л.с.) началось в 1947
году. Затем он обновил «Square Four»: изменение материала цилиндров и головок,
с чугуна на алюминиевый сплав позволило почти на 15 кг снизить массу двигателя.
В 1953 году флагман вновь был модернизирован: новая головка цилиндра, с
увеличенной степенью сжатия и четырьмя выпускными трубами, позволила поднять
максимальную мощность с 36 до 42 л.с. Тем временем у руководства концерна
возобладала тяга к унификации: модели 1954 года (кроме «Square Four») получили
новую раму единой конструкции с маятниковой подвеской заднего колеса, а на
двухцилиндровые версии - КН Fieldmaster ( 498 см³, 26 л.с.)
и FH Huntrnaster ( 646 см³, 35 л.с.) - стали устанавливать двигатели BSA. Сходный с 250-кубовыми моторами BSA двигатель получил и
новичок гаммы LH Colt ( 197 см³, 10 л.с).
Как и следовало
ожидать, подобная унификация привела к конкуренции моделей на рынке и общему
падению сбыта. Тогда в недрах руководства концерна возник «гениальный ход» -
перевести завод Ariel на выпуск машины, в корне отличной от всей остальной
продукции. Разработку новинки вновь поручили Пейджу. Дебютировавший в 1958 году
Ariel Leader произвел настоящий фурор. Пейдж постарался создать «двухколесный
автомобиль»: закрывающий водителя спереди щит с большим ветровым стеклом,
полностью закрытый съемными штампованными панелями силовой агрегат, приборный
щиток с указателем уровня топлива и часами с шестидневным заводом, совершенно
экзотические по тем временам указатели поворотов. Под стать необычной внешности
было и техническое устройство. Основу рамы составляли сваренные между собой две
горизонтальные штампованные панели. В образованной ими полости под седлом
размещался бензобак; в фальшивом же «баке» находился запираемый багажник (еще
два багажных кофра размещались у заднего колеса). К раме подвешивался
двухцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 247 см³ и мощностью 16
л.с. Сильно наклоненные вперед цилиндры имели горизонтальное оребрение.
Довершала общую картину короткорычажная передняя вилка с массивным кожухом.
Поначалу сбыт
новинки соответствовал ожиданиям руководства, и в 1959 году было прекращено
изготовление всех четырехтактных моделей - от «Colt» до «Square Four». Но
вскоре стала понятной мудрость поговорки о яйцах, которые не следует класть в
одну корзину. Сбыт на внутреннем рынке не оправдывал затрат на оснащение
производства, а надежды на экспорт провалились: европейцев оттолкнули высокая
цена и непривычная внешность, американцы же просто не жаловали двухтактные
дорожные мотоциклы. Спешно принятые меры - максимально «раздетая» и облегченная
модель Arrow (1960 год), форсированная до 20 л.с. версия Ariel Sport Arrow (1961
год), маленький Ariel Pixie ( 1962 год) со штампованной рамой и 50-кубовым
верхнеклапанным двигателем по образцу «БСА Бигль» — не выправили ситуацию.
Остался прототипом мотоцикл с четырехцилиндровым продольным горизонтальным 600-кубовым
двигателем и приводом на заднее колесо карданным валом: через 20 лет подобную
схему с успехом реализовал концерн BMW. Падение спроса привело к таким убыткам, что в 1963 году
пришлось закрыть завод Ariel и перенести производство моделей «Leader» и «Arrow»
на завод BSA, где оно
полностью прекратилось через два года.
В 1970 году концерн
BSA под маркой «Ariel
3» выпустил трехколесный мотороллер с шарнирным креплением рамы к двухколесной
задней тележке, в которой размещался 50-кубовый двухтактный двигатель. Машина
отличалась неважной управляемостью, спрос оказался вялым, и вскоре марка Ariel
окончательно исчезла со сцены.
|