Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Вторник, 23.04.2024, 14:23
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Мототехника

                                                   История марки Wanderer.

       В 1885 году два жителя городка Шёнау, что недалеко от Хемнитца, механики Иоганн Баптист Винкльхофер (Johann Baptist Winklhofer) и Рихард Адольф Йэникке (Richard Adolf Jaenicke) организовали совместную мастерскую по ремонту велосипедов - «пауков» с большим передним колесом.

       Через год началось собственное производство «пауков» и трехколесных велосипедов, а к 1888 году предприятие перешло на изготовление веломашин привычного нам вида. К1896 году мастерская приняла наименование «Велосипедная фабрика «Вандерер» (Wanderer Fahrradwerke Winklhofer & Jaenicke). Само слово «Wanderer» в переводе с немецкого означает «путешественник». К первому десятилетию XX века это было уже крупное многопрофильное машиностроительное предприятие.

       Дебют первых мотоциклов «Wanderer» - одноцилиндровых машин с двигателем мощностью 1,5 л.с., имевшим автоматический впускной клапан, - датируется 1902 годом. Привод заднего колеса осуществлялся кожаным ремнем, тормоза сначала были велосипедными, а потом на переднем колесе появился ленточный тормоз.

       В раму велосипедного типа был вставлен плоский прямоугольный бензобак. Аналогичная двухцилиндровая модель с V-образным мотором мощностью 3 л.с. получила специально разработанную раму и переднюю вилку, где колесо подвешивалось на двух вертикальных коротких пружинах.

       Следующая серия моделей, образца 1908 года, явила миру, по сути, первый настоящий «Вандерер» - чрезвычайно прогрессивную для своего времени конструкцию. В специально разработанной раме могли помещаться на выбор два нижнеклапанных мотора - одноцилиндровый, мощностью 2 л.с., или V-образный двухцилиндровый, мощностью 4 л.с.

       Двухцилиндровый двигатель представлял собой модернизацию одноцилиндрового: первый цилиндр располагался вертикально, а второй находился перед ним в наклонном положении под углом 45°, при этом его ребра охлаждения были сделаны горизонтальными. Система зажигания базировалась на магнето.

       Заднее колесо по-прежнему приводилось ремнем, коробка передач отсутствовала, зато механизм натяжения ремня был выполнен весьма оригинально. Если обычно ременный шкив насаживался непосредственно на цапфу коленчатого вала, то в данном случае на цапфе сначала крепилась круглая подвижная план-шайба, на которой с эксцентриситетом устанавливалась ось вращения шкива. Следом за ней, на самом носке цапфы, привинчивалась цилиндрическая зубчатая шестерня.

       Ременный шкив внутри был полым и имел внутренний зубчатый венец. Таким образом, передача крутящего момента с коленчатого вала двигателя на ремень осуществлялась не напрямую, а через шестеренчатую передачу. К планшайбе крепился плоский зубчатый сектор, который, в свою очередь, входил в зацепление с вертикальным червячным валом. К нему сверху шел длинный стержень с рукояткой, вращая которую, водитель мог изменять положение сектора и, соответственно, натяжение ремня.

       Бензобак мотоцикла, размещавший в себе также и масляный резервуар, получил характерную и мгновенно узнаваемую форму вытянутого пятиграника - узкого возле передней вилки и широкого под седлом, откуда и подавался бензин в карбюратор. За счет наклонного днища создатели мотоцикла решили проблему остатков топлива, не попадающих обычно в заборник, -здесь такого не случалось. Необычно был сделан привод тормозов.

       Мотоциклы Wanderer оснащались, как это было положено в то время, вспомогательным педальным приводом для запуска двигателя. Кроме велосипедной втулки заднего колеса с собственным тормозным механизмом, имелся еще башмачный тормоз на ременный колесный обод. А приводился он в действие от тех же педалей: при резком вращении педального узла назад специальный выступ на одном из шатунов задействовал несколько тяг, прижимавших башмак к ободу.

       Передняя вилка мотоциклов нового семейства была короткорычажной, также весьма характерного вида. И завершая описание конструкции, следует отметить, что уже в 1908 году на мотоциклах Wanderer по заказу можно было получить мягкую подвеску заднего колеса: два наклонных телескопических пружинных амортизатора шли из-под сиденья к заднему колесу, а весь задний конверт рамы вместе с колесом и крылом качался на горизонтальной поперечной оси, находившейся сразу за силовым агрегатом.

       Двухцилиндровая модель образца 1910 года - «Тур 3 Р5» - при рабочем объеме 380 см3 развивала на самом деле мощность б л.с. Цифра в названии - показатель налоговой мощности. Скорость машины собственным весом 50 кг не превышала 40 км/ч. Правда, уже в 1913 году аналогичная мощность получалась с одного цилиндра рабочим объемом 316 см3. К этому моменту в серию уже пошла более тяжелая машина с V-образным двухцилиндровым нижнеклапанным мотором обычной конструкции, рабочим объемом 616 см3, в больших количествах поставлявшаяся в германской армии.

       После Первой мировой войны программу продукции завода Wanderer составили две основные модели с нижнеклапанными моторами -одноцилиндровым (327 см3, 4,5 л.с.) и V-образным двухцилиндровым (616 см3, 9 л.с.). Обе машины получили трехступенчатую коробку передач, но если первая еще имела ременный привод заднего колеса, то на вторую уже устанавливалась цепная главная передача. В 1925 году к ним добавилась очень любопытная верхнеклапанная модификация. Двигатель рабочим объемом 184 см3 и мощностью 5 л.с. имел горизонтальный цилиндр и четыре клапана.

       В блоке с мотором размещалась двухступенчатая коробка передач, с левой стороны силового агрегата находился внешний маховик, заднее колесо приводилось цепью. Полностью была переработана ходовая часть: плоский вытянутый прямоугольный бензобак разместили между двумя верхними трубами рамы, а передняя вилка теперь стала параллелограммной, с двумя центральными пружинами. Машина оказалась довольно сложной, и чуть позже появилась аналогичная версия -двухклапанная, рабочим объемом 196 см3. К1924 году в подобную ходовую часть перекочевал и 616-кубовый двухцилиндровый мотор, только передняя вилка оснащалась не центральными, а боковыми пружинами.

       В 1925 году фирма Wanderer представила на рынке свою топ-модель - мотоцикл с V-образным двухцилиндровым верхнеклапанным двигателем, который при рабочем объеме 708 см3 развивал мощность 15 л.с. Мало того, - каждая головка цилиндра была четырехклапанной. Чуть позже появилась версия с увеличенным до 746 см3 рабочим объемом, ее мощность составляла от 17 до 20 л.с., в зависимости от форсировки. Параллельно выпускалась и верхнеклапанная модель с двумя клапанами на цилиндр, она продержалась в производстве почти до 1929 года.

       Последним «серьезным» мотоциклом с маркой Wanderer стала очень интересная модель, появившаяся в 1927 году и значительно опередившая свое время. Конструктор Александер фон Новикофф (Alexander fon Novikoff) - очевидно, дворя-ла 120 км/ч. Мотоцикл действительно появился не вовремя: затраты на производство были высоки, как и цена, а непривычная конструкция отпугивала многих потенциальных покупателей. К тому же финансовая ситуация в Германии конца 20-х годов была не из лучших, так что выпуск модели «К 500», задуманной отчасти как конкурент одноцилиндровым машинам БМВ, продолжался лишь два года. Всего было изготовлено порядка 2500 машин.

       В 1929 году лицензию на производство этой модели, а также оборудования приобрел оружейный фабрикант и инженер Франтишек Янечек из Праги. Именно на базе «К 500» появилась первая модель новой чехословацкой марки, название которой возникло из сочетания фамилии Янечек и марки Wanderer  - Jawa. А еще через несколько лет практически аналогичную серию мотоциклов с двигателями чуть меньшего рабочего объема поставит на поток концерн BMW, и эти машины окажутся гораздо более удачливыми.

       История мототехники марки Wanderer на этом не закончилась. Производство велосипедов никто сворачивать не собирался, а в 1930 году появились первые образцы 74-кубовых блок-моторов фирмы «Фихтель унд Закс». Первые легкие Wanderer представляли собой велосипед с моторчиком; точно так же, как и у многих других веломотопроизводителей, при этом выпускались как мужская, так и дамская версии.

       С 1932 года в серию пошли машины с 80-кубовым блок-мотором фирмы ИЛО, а с 1934 года мотовелосипеды комплектовались 98-кубовыми блок-моторами от ИЛО и «Закса». Во второй половине 30-х годов передняя вилка велосипедного типа сменилась параллелограммной, со штампованными перьями. К этому моменту для мотовелосипедов строились специальные рамы с креплениями под силовой агрегат.

       Внешне все машины этого класса во многом напоминали друг друга, отличаясь лишь мелочами. Так, фирма Wanderer с самого начала 30-х годов держала в производстве модель «Geschaftsrad» (Гешефтсрад) с маленьким передним колесом, над которым крепился багажник для легкого груза, в то время как другие предприятия лишь эпизодически строили подобную технику. С 1938 года в серию пошла модель «Saxonette» (Заксонетт) -этим названием именовались мотовелосипеды всех фирм, покупавших 60-кубовое «мотор-колесо» у фирмы «Фихтель унд Закс».

       Тогда же небольшими партиями строилась модель «15», оснащавшаяся боковой коляской, это, пожалуй, единственный пример «колясочного» варианта в столь легком классе мототехники. К 1940 году производство мотовелосипедов «Вандерер» было полностью свернуто, и предприятие сосредоточилось на выпуске штабных автомобилей для армии, пишущих машинок и иной нужной для войны продукции. Возврата к мотоциклетной теме в послевоенный период так и не произошло.

    Мототехника