История марки Wanderer.
В 1885 году два
жителя городка Шёнау, что недалеко от Хемнитца, механики Иоганн Баптист
Винкльхофер (Johann Baptist Winklhofer) и Рихард Адольф Йэникке (Richard Adolf
Jaenicke) организовали совместную мастерскую по ремонту велосипедов - «пауков»
с большим передним колесом.
Через год началось
собственное производство «пауков» и трехколесных велосипедов, а к 1888 году
предприятие перешло на изготовление веломашин привычного нам вида. К1896 году
мастерская приняла наименование «Велосипедная фабрика «Вандерер» (Wanderer
Fahrradwerke Winklhofer & Jaenicke). Само слово «Wanderer» в переводе с
немецкого означает «путешественник». К первому десятилетию XX века это было уже
крупное многопрофильное машиностроительное предприятие.
Дебют первых
мотоциклов «Wanderer» - одноцилиндровых машин с двигателем мощностью 1,5 л.с.,
имевшим автоматический впускной клапан, - датируется 1902 годом. Привод заднего
колеса осуществлялся кожаным ремнем, тормоза сначала были велосипедными, а
потом на переднем колесе появился ленточный тормоз.
В раму
велосипедного типа был вставлен плоский прямоугольный бензобак. Аналогичная
двухцилиндровая модель с V-образным мотором мощностью 3 л.с. получила
специально разработанную раму и переднюю вилку, где колесо подвешивалось на
двух вертикальных коротких пружинах.
Следующая серия
моделей, образца 1908 года, явила миру, по сути, первый настоящий «Вандерер» -
чрезвычайно прогрессивную для своего времени конструкцию. В специально
разработанной раме могли помещаться на выбор два нижнеклапанных мотора -
одноцилиндровый, мощностью 2 л.с., или V-образный двухцилиндровый, мощностью 4
л.с.
Двухцилиндровый
двигатель представлял собой модернизацию одноцилиндрового: первый цилиндр
располагался вертикально, а второй находился перед ним в наклонном положении
под углом 45°, при этом его ребра охлаждения были сделаны горизонтальными.
Система зажигания базировалась на магнето.
Заднее колесо
по-прежнему приводилось ремнем, коробка передач отсутствовала, зато механизм
натяжения ремня был выполнен весьма оригинально. Если обычно ременный шкив
насаживался непосредственно на цапфу коленчатого вала, то в данном случае на
цапфе сначала крепилась круглая подвижная план-шайба, на которой с эксцентриситетом
устанавливалась ось вращения шкива. Следом за ней, на самом носке цапфы,
привинчивалась цилиндрическая зубчатая шестерня.
Ременный шкив
внутри был полым и имел внутренний зубчатый венец. Таким образом, передача
крутящего момента с коленчатого вала двигателя на ремень осуществлялась не
напрямую, а через шестеренчатую передачу. К планшайбе крепился плоский зубчатый
сектор, который, в свою очередь, входил в зацепление с вертикальным червячным
валом. К нему сверху шел длинный стержень с рукояткой, вращая которую, водитель
мог изменять положение сектора и, соответственно, натяжение ремня.
Бензобак мотоцикла,
размещавший в себе также и масляный резервуар, получил характерную и мгновенно
узнаваемую форму вытянутого пятиграника - узкого возле передней вилки и
широкого под седлом, откуда и подавался бензин в карбюратор. За счет наклонного
днища создатели мотоцикла решили проблему остатков топлива, не попадающих
обычно в заборник, -здесь такого не случалось. Необычно был сделан привод
тормозов.
Мотоциклы Wanderer
оснащались, как это было положено в то время, вспомогательным педальным
приводом для запуска двигателя. Кроме велосипедной втулки заднего колеса с
собственным тормозным механизмом, имелся еще башмачный тормоз на ременный
колесный обод. А приводился он в действие от тех же педалей: при резком
вращении педального узла назад специальный выступ на одном из шатунов
задействовал несколько тяг, прижимавших башмак к ободу.
Передняя вилка
мотоциклов нового семейства была короткорычажной, также весьма характерного
вида. И завершая описание конструкции, следует отметить, что уже в 1908 году на
мотоциклах Wanderer по заказу можно было получить мягкую подвеску заднего
колеса: два наклонных телескопических пружинных амортизатора шли из-под сиденья
к заднему колесу, а весь задний конверт рамы вместе с колесом и крылом качался
на горизонтальной поперечной оси, находившейся сразу за силовым агрегатом.
Двухцилиндровая
модель образца 1910 года - «Тур 3 Р5» - при рабочем объеме 380 см3 развивала на
самом деле мощность б л.с. Цифра в названии - показатель налоговой мощности.
Скорость машины собственным весом 50 кг не превышала 40 км/ч. Правда, уже в
1913 году аналогичная мощность получалась с одного цилиндра рабочим объемом 316
см3. К этому моменту в серию уже пошла более тяжелая машина с V-образным
двухцилиндровым нижнеклапанным мотором обычной конструкции, рабочим объемом 616
см3, в больших количествах поставлявшаяся в германской армии.
После Первой
мировой войны программу продукции завода Wanderer составили две основные модели
с нижнеклапанными моторами -одноцилиндровым (327 см3, 4,5 л.с.) и V-образным
двухцилиндровым (616 см3, 9 л.с.). Обе машины получили трехступенчатую коробку
передач, но если первая еще имела ременный привод заднего колеса, то на вторую
уже устанавливалась цепная главная передача. В 1925 году к ним добавилась очень
любопытная верхнеклапанная модификация. Двигатель рабочим объемом 184 см3 и
мощностью 5 л.с. имел горизонтальный цилиндр и четыре клапана.
В блоке с мотором
размещалась двухступенчатая коробка передач, с левой стороны силового агрегата
находился внешний маховик, заднее колесо приводилось цепью. Полностью была
переработана ходовая часть: плоский вытянутый прямоугольный бензобак разместили
между двумя верхними трубами рамы, а передняя вилка теперь стала
параллелограммной, с двумя центральными пружинами. Машина оказалась довольно
сложной, и чуть позже появилась аналогичная версия -двухклапанная, рабочим
объемом 196 см3. К1924 году в подобную ходовую часть перекочевал и 616-кубовый
двухцилиндровый мотор, только передняя вилка оснащалась не центральными, а
боковыми пружинами.
В 1925 году фирма
Wanderer представила на рынке свою топ-модель - мотоцикл с V-образным
двухцилиндровым верхнеклапанным двигателем, который при рабочем объеме 708 см3
развивал мощность 15 л.с. Мало того, - каждая головка цилиндра была
четырехклапанной. Чуть позже появилась версия с увеличенным до 746 см3 рабочим
объемом, ее мощность составляла от 17 до 20 л.с., в зависимости от форсировки.
Параллельно выпускалась и верхнеклапанная модель с двумя клапанами на цилиндр,
она продержалась в производстве почти до 1929 года.
Последним
«серьезным» мотоциклом с маркой Wanderer стала очень интересная модель,
появившаяся в 1927 году и значительно опередившая свое время. Конструктор
Александер фон Новикофф (Alexander fon Novikoff) - очевидно, дворя-ла 120 км/ч.
Мотоцикл действительно появился не вовремя: затраты на производство были
высоки, как и цена, а непривычная конструкция отпугивала многих потенциальных
покупателей. К тому же финансовая ситуация в Германии конца 20-х годов была не
из лучших, так что выпуск модели «К 500», задуманной отчасти как конкурент
одноцилиндровым машинам БМВ, продолжался лишь два года. Всего было изготовлено
порядка 2500 машин.
В 1929 году
лицензию на производство этой модели, а также оборудования приобрел оружейный
фабрикант и инженер Франтишек Янечек из Праги. Именно на базе «К 500» появилась
первая модель новой чехословацкой марки, название которой возникло из сочетания
фамилии Янечек и марки Wanderer - Jawa. А еще через несколько
лет практически аналогичную серию мотоциклов с двигателями чуть меньшего
рабочего объема поставит на поток концерн BMW, и эти машины окажутся гораздо более удачливыми.
История мототехники
марки Wanderer на этом не закончилась. Производство велосипедов никто
сворачивать не собирался, а в 1930 году появились первые образцы 74-кубовых
блок-моторов фирмы «Фихтель унд Закс». Первые легкие Wanderer представляли
собой велосипед с моторчиком; точно так же, как и у многих других
веломотопроизводителей, при этом выпускались как мужская, так и дамская версии.
С 1932 года в серию
пошли машины с 80-кубовым блок-мотором фирмы ИЛО, а с 1934 года мотовелосипеды
комплектовались 98-кубовыми блок-моторами от ИЛО и «Закса». Во второй половине
30-х годов передняя вилка велосипедного типа сменилась параллелограммной, со
штампованными перьями. К этому моменту для мотовелосипедов строились
специальные рамы с креплениями под силовой агрегат.
Внешне все машины
этого класса во многом напоминали друг друга, отличаясь лишь мелочами. Так,
фирма Wanderer с самого начала 30-х годов держала в производстве модель «Geschaftsrad»
(Гешефтсрад) с маленьким передним колесом, над которым крепился багажник для
легкого груза, в то время как другие предприятия лишь эпизодически строили
подобную технику. С 1938 года в серию пошла модель «Saxonette» (Заксонетт)
-этим названием именовались мотовелосипеды всех фирм, покупавших 60-кубовое
«мотор-колесо» у фирмы «Фихтель унд Закс».
Тогда же небольшими
партиями строилась модель «15», оснащавшаяся боковой коляской, это, пожалуй,
единственный пример «колясочного» варианта в столь легком классе мототехники. К
1940 году производство мотовелосипедов «Вандерер» было полностью свернуто, и
предприятие сосредоточилось на выпуске штабных автомобилей для армии, пишущих
машинок и иной нужной для войны продукции. Возврата к мотоциклетной теме в
послевоенный период так и не произошло.
|