История марки DKW.
Обыкновенный
датский парень Йорген Скафт Расмуссен переехал из Дании в Германию в 1907 году.
Через 9 лет в городе Цшопау в Саксонии он начал свои первые исследования
паровых автомобилей. Тогда же была зарегистрирована и торговая марка DKW.
Три года длились
его эксперименты, и в 1919 Расмуссен занялся производством мотоциклов и
двигателей к ним, переименовав компанию в Zschopauer Motorenwerke. Компания
специализировалась на внедрении малых двухтактных двигателей. Вначале дела шли
плохо, и первые продажи начались только в 1920 году. Ещё через год в модельный
ряд был включён новый двухтактный двигатель, спроектированный Гуго Руппом. Этот
агрегат легко устанавливался на любой велосипед, причём задний привод
осуществлялся кожаным ремнем.
В 1922 году в
продажу поступили первые полноценные машины марки DKW, а именно – мотороллер
Golem и скутер Lamos. На них был установлен двигатель объёмом в 142 кубических
сантиметра. В последующие годы были представлены и другие новинки, такие как
модель SM с более мощным двигателем в 173 «кубика». Занималась компания и
гоночными мотоциклами. Один из них был создан в 1925 году, имел мощный двигатель
при небольшом весе и мог развивать скорость в 95 километров в час.
В середине 20-х
компания переживала небывалый подъём. Лучшим мотоциклом тех лет стала модель
Super Sport 600 с водяным охлаждением и двигателем объёмом в 600 «кубов». В
1930 предприятие DKW стало крупнейшим производителем мотоциклетной продукции во
всём мире. Но это же привело компанию к краху.
Крупные банковские
задолженности сделали фирму банкротом. Оставался один выход – объединение. 29
июля 1932 года под одним названием Auto Union объединились сразу три компании –
Audiwerke, Horhe-Werke и Zschopauer Motorenwerke. С другой компанией, Wanderer,
было заключено соглашение о лизинге и закупке. Символом единства этих четырех
компаний стала эмблема Auto Union – четыре перекрещенных кольца. Главный офис
находился теперь в Хемнице.
Мотоциклы DKW
участвовали и в гонках. Первый раз – в 1929 году, но успех пришёл только два
года спустя. Произошло это благодаря использованию одноцилиндрового мотора
Hermann-Weber. Первым в соревнованиях стал мотоцикл с двигателем объёмом в 250
кубических сантиметров. Именно он вскоре оказался прототипом для других моторов
компании. Интересен ещё и тот факт, что иные малолитражные мотоциклы компании
обгоняли мощные 350-кубовые байки других производителей.
В 1935 году на
мотовыставке в Берлине от компании DKW приняла участие модель SS250,
спроектированная на основе другого гоночного мотоцикла той же марки. В выставке
принимали участие и иные машины производства DKW с объёмом двигателей до 350
кубических сантиметров. Последующие годы принесли новые успехи. Эвальд Клюге
одержал победу в гонке острова Мэн. Несколько призов были получены на гонках
ISDT. Более того, многие известные гонщики в то время выбирали именно мотоциклы
марки DKW, и это была главная победа компании.
В период с 1939 по
1945 годы, как и многие другие компании, DKW переключилась на заказы военной
промышленности. На фронт поступали такие мотоциклы как NZ250, N2350 и NZ500.
После войны обратить на себя внимание заставила модель RT125. Она имела
двигатель объёмом в 122 кубических сантиметра и трехступенчатую коробку
передач. В своё время именно эта модель копировалась наиболее часто, причём
такими известными производителями как Hummer, Harley-Davidson и Yamaha.
В результате
разделения Германии завод оказался в ГДР, и после восстановления переключился
на производство мотоциклов для стран Варшавского договора под маркой Ифа.
Группа лучших инженеров Auto Union была вынуждена уехать в Баварию, где они
продолжили выпуск мотоциклов под старым именем. Первой машиной, сошедшей с
конвейера новой фирмы, стал именно байк модели RT125.
Проблемой стало то,
что после войны немецкие мотоциклы не допускали к гонкам, хотя они оставались
одними из лучших в мире. Несмотря на это, компания увеличивала темпы
производства, и к 1950 году его уровень достиг показателя в 24 000 машин
ежегодно. В том же году было получено согласие федерации мотоспорта на участие
немецких мотоциклов в соревнованиях.
Продолжал
модернизироваться байк модели RT125. В частности, появилась улучшенная модель
Telefork-RТ125. Кроме того, в продаже появился на этот раз совершенно новый
мотоцикл RT200. Он обладал четырёхступенчатой коробкой передач и
телескопической передней вилкой. Но, несмотря на мощный мотор объёмом в 250
«кубов», в гонках эту модель ждала неудача. Тем не менее, разработку не
бросили. На неё установили новый трёхцилиндровый двигатель, в результате чего
была одержана первая послевоенная победа DKW в классе 250 кубических
сантиметров.
Последующие
несколько лет стали для DKW кризисными, компанию покинули многие перспективные
специалисты. А на Франкфуртской выставке в 1954 году было представлено всего
две новые модели - RT175 и RT350.
До тех пор
бесперспективными были попытки компании создать конкурентоспособную модель в
классе 350 «кубов». Дабы наконец достичь этой цели, на пост технического
директора компании был приглашён Роберт Эбран фон Эберорст. Гельмут Георг же
стал ежедневно контролировать отдел, занимавшийся разработками в этой области.
Работа оказалась не напрасной. На соревнованиях в мае 1954 года на
Нюрнбургринге весь пьедестал почета заняли гонщики на мотоциклах DKW. Серьезной
модификации подверглась и модель с двигателем объёмом в 50 кубических
сантиметров. Обновлённый мотоцикл был выпущен только в 1955 году, а в 1956 году
начал выпускаться мопед Hummel. Проблемой стало то, что его почти не покупали.
Точно так же, как и последующие модели предприятия.
Так и наступил
закат одной из самых успешных мотоциклетных марок Германии. Последовали новые
слияния. Компания Zwairad Union поглотила более мелкие фирмы Victoria, Express
и DKW. А позже и сам концерн Zwairad Union вошёл в состав ещё более мощной
корпорации Zahs. В начале 60-х марка DKW перестала существовать.
|