История марки Mars.
Марка Mars в истории мотоциклостроения прочно связана со знаменитой моделью, получившей прозвище «Белый Марс» за характерный цвет абсолютного большинства этих мотоциклов. А впервые мотоциклы Mars появились на рынке еще в 1903 году. В то время они еще мало отличались от велосипедов и вдобавок оснащались моторами «Мотосакош», пригодными для установки в любую велосипедную раму. Следующие версии, оснащавшиеся двигателями «Фафнир» и «Цедель», уже получили специально созданную под них ходовую часть, а в самом конце первого десятилетия XX века покупателям был предложен мотоцикл Mars с V-образным двухцилиндровым двигателем.
Возвращение к мотоциклам состоялось после окончания Первой мировой войны. В отличие от множества предприятий, строивших легкие мотоциклы с двухтактными моторами, специалисты компании Mars замахнулись на самый престижный сектор рынка - сектор тяжелой техники. В то время в Германии лишь компании «Вандерер» и НСУ строили такие машины, правда, это были вариации довоенных моделей. Зато большим успехом пользовались ввозимые из Америки мотоциклы с коляской, предназначенные для дальних поездок. Именно такую задачу - создать мотоцикл для путешествий и поставил перед собой инженер Клаус Франценберг (Klaus Franzenberg).
Новый «Марс-Райземашине» (Reisemaschine - мотоцикл для путешествий) стал средоточием новейших оригинальных технических решений. Начать с того, что на мотоцикле Mars не было рамы в привычном смысле этого слова. Основу машины составляла коробчатая несущая ферма, в которой размещались бензо-и маслобаки, а также вещевой ящик. Под фермой был продольно расположен нижнеклапанный оппозитный двухцилиндровый мотор рабочим объемом 956 см3 и мощностью 7,3 л.с., оснащенный внешним маховиком, выполнявшим одновременно роль вентилятора системы принудительного воздушного охлаждения.
Рядом с ним «висел» карбюратор «Паллас» (Pallas) с восходящим потоком горючей смеси, а забор подогретого воздуха осуществлялся по длинному патрубку от заднего цилиндра. Мотор Mars получил очень хитрый механизм газораспределения: расположенный в верхней части блока распределительный вал, приводившийся от коленчатого вала парой прямозубых шестерен, непосредственно воздействовал на четыре сложной формы коромысла, каждое из которых управляло своим клапаном.
Мотор вместе с коробчатой фермой составляли единую силовую конструкцию, куда входил и картер двухступенчатой коробки передач. Трансмиссия мотоцикла заслуживает особого внимания: на поперечном валу располагались два барабана с внутренними фрикционными колодками. От каждого барабана к заднему колесу шла своя цепь, так что сзади располагались две звездочки. При выборе передачи один из барабанов тормозился, и крутящий момент передавался на заднее колесо. Поверх ведущих барабанов размещались ленточные тормозные механизмы - один с ручным, второй с ножным приводом.
Запуск двигателя осуществлялся по автомобильному вращающейся рукояткой через специальный привод. Поскольку в колесных ступицах тормозные механизмы отсутствовали, колеса были сделаны взаимозаменяемыми. Более того, даже в одиночном варианте «Марс А 20» мог нести с правой стороны запасное колесо. Дополняла облик машины короткорычажная передняя вилка очень сложной конструкции.
Постоянно модернизируясь, «Белый Марс» выпускался до 1932 года. Всего было выпущено чуть более тысячи экземпляров, причем последняя версия «МА 27» - уже получила упрощенную параллелограммную переднюю вилку, а ее двигатель развивал мощность 12 л.с. Параллельно с этой машиной с 1928 года на рынок начали поступать и более мощные мотоциклы с двух- и четырехтактными моторами различных фирм.
Так, наряду с легким мотоциклом, оснащавшимся 197-кубовым мотором «Вилльерс», строилась тяжелая машина с дуплексной рамой, куда устанавливались 500- и 600-кубовые моторы МАГ - верхнеклапанные и «клапан над клапаном». В начале 30-х годов появились версии с двигателями ДжАП и «Стёрми Арчер», но начиная с 1932 года компания Mars сосредоточилась на производстве мотовелосипедов с 98-кубовыми моторами «Фихтель унд Закс».
В послевоенный период предприятие сумело вывести на рынок совершенно новую модель, названную «Стелла» (Stella). Машина оснащалась 150 , а затем и 175-кубовым двухтактным двигателем, а также маятниковой задней подвеской, где в качестве упругого элемента использовались резиновые тяжи. Имелась также и легкая модель «S 50». Пользуясь стабильным спросом на рынке, повторить успех 20-х годов они не смогли, а кризис в мотоциклетной промышленности привел к прекращению выпуска мототехники с маркой Mars в 1957 году.