История марки BSA.
Самая крупная
компания-производитель мототехники в Великобритании была основана в 1854 году,
когда 14 оружейных мастеров объединились в союз по производству стрелкового
оружия для участвовавшей в Крымской войне британской армии.
Даже сейчас три
сложенных вместе винтовки являются знаменитым логотипом компании BSA Regal -
наследницы марки BSA.
Через год после
своего основания компания BSA переехала на завод в Смол Хелс, расположенный
возле Великой Западной железной дороги. Это место стало домом компании на
последующие 110 лет.
В 1861 году
компания утвердила свое официальное название Birmingham Stall Arts. В 1880-х
годах высокоавтоматизированная по меркам своего времени компания начала
производство мотоциклетных узлов и агрегатов. Первая модель BSA появилась в
1903 году. Это была двухколесная машина с двигателем Minerva. Через семь была
представлена первая модель BSA, собранная исключительно из узлов компании. Она
была оснащена 3,5-сильным двигателем с боковыми клапанами объемом 499 см3.
Машина была окрашена в зеленый и кремовый цвета, выбранные основными цветами
машин BSA.
В 1913 году
появились еще две модели: модель Н, оснащенная двигателем с боковыми клапанами,
двухступенчатой коробкой передач и цепным приводом, и модель К с трехступенчатой
коробкой передач.
На лондонской
выставке Олимпия 1919 года была представлена первая из знаменитой серии моделей
компании с V-twin двигателями - 770-кубовая модель Е. В основном она
предназначалась для транспортировки коляски. Подобно многим другим
производителям BSA сама выпускала коляски для своих мотоциклов.
Если для мотоциклов
BSA 1920-х годов были характерны V-twin двигатели, то в 30-х преобладали уже
одноцилиндровые модели, такие как 500-кубовый Sloper, гоночный Empire Star и их
модификации. Хотя и не столь популярные как трехколесные модели компаний Morgan
и Raleigh оснащенные двух- и четырехцилиндровыми двигателями трициклы также
присутствовали в модельном ряду компании.
Отличительной
чертой крепко ставшей на ноги компании стало постоянное усовершенствование
своих машин. В годы 2-й мировой войны BSA выпустила 126 тысяч военных
мотоциклов М20, оснащенных двигателями с боковыми клапанами. В те годы компания
владела заводами в различных отраслях промышленности. Даже в годы 1-й мировой она
представляла собой огромный промышленный конгломерат, выпускавший автомобили
Daimler и порядка 1,5 миллионов винтовок для армии. Известный в народе как
«Строение 1915 года» завод был специально построен для производства стрелкового
оружия. Впоследствии из его стен вышло поколение мотоциклов для «настоящих
парней».
К середине 1950-х
годов являясь обладателем таких марок как Triumph, Ariel, Sunbeam, BSA стала
крупнейшим мировым мотопроизводителем.
Непритязательная
двухтактная модель Bantam - бестселлер компании - практически повторяла
довоенную конструкцию немецкой DKW.
По иронии судьбы в
1920-х годах DKW сама была крупнейшей в мире мотокомпанией.
В то время в
модельном ряду BSA выделялись модели серий В и С с верхнеклапанными
одноцилиндровыми двигателями и модели с верхнеклапанными параллельными
двухцилиндровыми двигателями, взявшие за пример успешную модель Speed Twin
компании Triumph.
Среди
одноцилиндровых моделей было много скромных «проходных» конструкций, хотя самая
мощная из них - модель Gold Star - стала легендой дорог и гоночных трасс.
Первой в серии
двухцилиндровых моделей появилась 500-кубовая А7 конструкции Вала Пейджа (1946
год). Позднее на ее основе появилась 650-кубовая модель А10. В 1962 году на
смену этой серии двухцилиндровых моделей 7/10 (самая быстрая из них, Rocket
Gold Star, развивала 185 км/ч) пришли двухцилиндровые модели А50 и А65 блочной
конструкции. А65 оставалась в производстве вплоть до закрытия компании.
В 1960 году BSA
объявила прибыль в размере девяти миллионов английских фунтов. На коммерческом
горизонте компании не было ни облачка.
В течение
следующего десятилетия BSA непростительно медленно реагировала на появление на
рынке технически более передовых и дешевых японских мотоциклов. Утверждение,
что британская мотопромышленность в то время испытывала недостаток в
опытно-конструкторских и исследовательских работах, является мифом. Ведь именно
тогда компания создала оснащенный по последнему слову техники
опытно-конструкторский департамент в Амберслейд-холле, прозванном циниками
«Сонным Царством», и построила наиболее автоматизированную в мире (вне Японии,
конечно) производственную линию.
Несмотря на все
имеющиеся возможности, компании не удалось выработать правильную
производственную политику или хотя бы найти верное направление дальнейшей
работы. Одна за другой с конвейера выходили провальные модели, предназначенные
для замены устаревшей модели Bantam. Среди них были предназначенные для
коротких поездок модели Dandy и Beagle, 250-кубовый скутер и катастрофический
трицикл Ariel-3. Этот трицикл независимой конструкции потерпел аварию в ходе
демонстрации своей «удали» руководству BSA, которое, тем не менее, купило права
на его производство.
В начале 1970-х
годов убытки BSA практически сравнялись с уровнем доходов десятилетней
давности. Модель Rocket-З (она же Triumph Trident) подарила некоторую надежду,
но, в конце концов, попытки конкурировать с японцами сломали компанию.
Последней попыткой зацепиться за рынок стала так не вовремя появившаяся модель
Fury (она же Triumph Bandit). К 1972 году компания окончательно разорилась.
Компания Manganese
Bronze, к тому времени уже владевшая компанией Norton, приобрела группу
компаний BSA из-за ее доходного производства автомобильных кузовов и
металлоконструкций. Предложенный план финансового оздоровления компании был
встречен состоявшейся в Меридене сидячей забастовкой решительно настроенного
персонала BSA. В ее результате возникло кооперативное общество Triumph,
пользующееся государственной поддержкой.
После развала BSA
контроль над мотопроизводством перешел к объединенной компании Norton Villiers
Triumph (NVT). Производство было перенесено в расположенный к северо-востоку от
Бирмингема Шенстоун, а заводы в Смол Хелс (BSA) и Вулвергемптоне (Norton) были
закрыты.
Была образована
занимавшаяся производством роторно-поршневых двигателей компания Norton Motors.
Она успела сменить нескольких владельцев, прежде чем разорилась в руках
канадской семьи Аквилини, которой также принадлежали права на мотоциклетную
марку BSA.
Две других части
NVT - компании BSA Со и Andover Norton - появились после выкупа прав на свою
деятельность. Владелец BSA Со Билл Колкьюхон занимался производством военных
мотоциклов с двигателями Rotax и сельских машин на базе модели компании Yamaha
для рынка стран Третьего мира. Компания Andover Norton Майка Джексона в
основном выпускала запасные части для компаний Commando и АР Lockheed.
В 1991 году BSA Со
и Andover Norton объединились, образовав новую группу BSA. В 1994 году она была
приобретена расположенной в Саутгемптоне компанией и сменила название на BSA
Regal. Образовавшаяся компания имела самые широкие инженерные интересы.
|