История марки Norton.
Компания Norton
Motorcycle Company была основана в 1989 году Джеймсом Ленсдаун Нортоном,
который был также известен как «папочка», и зарегистрирована по адресу 320,
Брэдфорд-стрит, Бирмингем в качестве производителя деталей и запасных частей
для мотоциклов.
В 1902 году Нортон
занялся конструкцией и производством мотоциклов с использованием французских и
швейцарских двигателей. Спустя пять лет гонщик Рем Фаулер выиграл на мотоцикле
фирмы Нортона первую гонку Isle of Man Senior TT в классе двухцилиндровых
двигателей. Эта победа положила начало славным спортивным традициям, которые
продолжались вплоть до начала 1960-х годов. В последствие трассы Isle of Man
покорялись мотоциклами компании 10 раз в период между двумя мировыми войнами, а
также ежегодно с 1947 по 1954 год.
Первый двигатель
Norton Motorcycle Company был выпущен в 1908 году, положив начало серии
одноцилиндровых двигателей с боковым клапаном, которая сохранялась с небольшими
изменениями до конца 1950-х годов.
Первый логотип
фирмы Нортона был простым, но в то же время очень современным, а название было
написано заглавными буквами. Этот логотип впервые появился на обложке каталога
компании в 1914 году. Каталог создал Джеймс Нортон в соавторстве со своей
дочерью Этель. Данный логотип получил название «кудрявая Н». На мотоциклах
Norton Motorcycle Company с 1915 года использовалась только первая заглавная
буква. Этель Нортон также принимала участие в испытаниях некоторых мотоциклов,
разработанных её гениальным отцом.
В 1913 году бизнес
Нортона пошел на спад. Однако очень оперативно ситуацию исправило вмешательство
основных кредиторов – R.T. Shelley & Co. Вскоре после этого была создана
компания Norton Motors Ltd, которой совместно управляли Джеймс Нортон и Боб
Шейли. Основатель фирмы умер в 1925 году в возрасте 56 лет, но он успел увидеть
триумф своей разработки на гонках колясочных мотоциклов в 1924.
Созданный
конструктором Уолтером Муром мотоцикл Norton CS1 появился в 1927 году. Эта
машина частично была основана на модели ES2 и использовала ряд её частей. После
перехода Мура на немецкое предприятие NSU в 1930 году (этот переход побудил
насмешки о том, что продукция NSU состоит из бывших в употреблении деталей
Norton Motors) совершенно новый двигатель был разработан Артуром Кэрроллом.
Этот силовой агрегат стал прототипом всех последующих разработок Norton Motors.
Наступившее десятилетие стало легендарным для гоночной истории компании Нортона
– в период с 1931 по 1939 года мотоциклы Norton Motors одержали 7 побед.
К 1934 году
компания уладила проблемы с покупкой коробки передач и сцепления фирмы
Sturmey-Archer. Когда Sturmey прекратили производство, Norton Motors купили
права на продукцию и перенесли её производство на завод фирмы Burman and Sons
Ltd, которая также занималась выпуском коробок передач.
Обычные
мотоциклисты, ценившие в машине, прежде всего, надёжность и эффективность,
оказались довольными новым одноцилиндровым двигателем с отдельной коробкой
передач. В период между 1937 и 1945 годами четверть (более 100 тысяч)
мотоциклов британской армии составляли модели Norton Motors – это были
одноместный WD 16H и колясочный WD Big Four.
По окончании Второй Мировой войны компания Norton вернулась
к производству гражданских мотоциклов, продолжая расширять ассортимент.
Основным мотоциклом в 1949 году стал Model 7, позже известный как Norton
Dominator, оборудованный двухцилиндровым двигателем объёмом в 500 кубических
сантиметров. Разработка этого байка была возложена на Берта Хопвуда.
Также фирма Norton
Motors стремилась к возвращению предвоенного величия на гоночных трассах,
однако, их одноцилиндровый мотоцикл столкнулся с жёсткой конкуренцией в лице
новых итальянских мотоциклов и продукции британской фирмы AJS. В 1949 году
сезон британского мотоциклетного гран-при машины Norton провалили, закончив
чемпионат лишь пятыми, в то время как победа досталась команде AJS. А позже, в
январе 1950 года, в Белфасте братьями МакКендлес специально для Norton Motors
была разработана рама Featherbed. Ей был оборудован легендарный мотоцикл Manx
Norton, который использовали гонщики Джефф Дьюк, Джон Сёртис и Дерек Миллер.
Очень быстро эта рама стала эталоном, по которому проектировались прочие рамы
для мотоциклов.
В 1951 году на
экспортные рынки был поставлен мотоцикл модели Norton Dominator, оборудованный
рамой Featherbed. Экспортируемый вариант назывался Model 88. С увеличением
количества выпускаемых рам росло и количество их модификаций. Featherbed стали
устанавливать на другие модели, в том числе, на одноцилиндровые мотоциклы.
Manx Norton также
сыграл свою значительную роль в развитии послевоенных мотогонок. В конце 1950
года английские правила гонок на мотоциклах объёмом до 500 кубических
сантиметров были приняты в качестве правил Формулы-3. Двигатель JAP Speedway,
изначально считавшийся лучшим в своём классе, практически по всем параметрам
уступал двигателю Manx. С тех пор много мотоциклов Нортона были куплены целиком
лишь для того, чтобы извлечь двигатель, ведь компания не торговала ими отдельно.
Несмотря на успехи
в гонках, финансовое положение Norton Motors было затруднительным. Завод не мог
производить много высококачественных рам, поэтому вскоре покупатели потеряли
интерес к приобретению мотоциклов компании. В 1953 году компания Norton Motors
была приобретена предприятием под названием Associated Motorcycles (AMC),
которая ранее купила AJS, Matchless, Francis-Barnett и James. Фабрика Нортона
Брейсбридж-стрит в Бирмингеме была закрыта в 1962 году, а производство
перенесли на завод AMC, который находился в Вулвиче (юго-восточный Лондон).
Под управлением AMC
была улучшена коробка передач Norton. Улучшенным вариантом оснащались все
мотоциклы в рамках брендов AJS, Matchless и Norton. А в 1960 году была
разработана новая рама Featherbed. Изменения пошли на пользу комфорту водителя
– было уменьшено расстояние между коленами. Новая конструкция была удобна также
и для людей невысокого роста, так как теперь им было проще достать ногами до
земли. Новая модель рамы стала называться в народе «узкая», а старую
мотолюбители именовали «широкой».
Последний мотоцикл
Manx Norton был продан в 1963 году, хотя он до сих пор остаётся популярным в
моторалли.
7 ноября 1960 года
исключительно на американский рынок был запущен Norton Manxman с объёмом двигателя
в 650 кубический сантиметров. В октябре следующего года этот мотоцикл стал
продаваться и в Великобритании. В апреле 1962 года в США в продажу поступила
модель Norton Atlas с ещё более мощным двигателем – его объём составлял 750
кубических сантиметров. Однако последняя модель оказалась слишком дорогой в
производстве, поэтому её серийное изготовление лишь ухудшало финансовое
положение компании.
В 1969 году Norton
разработали также два двухцилиндровых мотоцикла с менее объёмным двигателем –
Norton Jubilee (250 куб. см.) и Navigator (350 куб. см.). Двигатель
сконструировал Берт Хопвуд, а раму и ходовую часть – Фрэнсис Барнет.
В конце 1960-х
годов вся английская мотоциклетная промышленность пришла в упадок. Это было
вызвано уменьшением популярности продукции на внутреннем рынке и жёсткой
конкуренцией с японскими производителями. Как следствие, в 1969 году компания
Associated Motorcycles обанкротилась и была преобразована в Norton-Villiers –
часть Manganese Bronze Holdings Ltd.
В качестве одного
из недостатков весьма интересного мотоцикла Norton Atlas была отмечена сильная
вибрация при езде. Вместо смены мотора было решено сменить раму на
эластилизирующую – именно так появился мотоцикл модели Norton Commando 750,
который поступил в продажу сразу в 1969 году. Современный дизайн, мощный
двигатель и своевременные нововведения сделали этот байк настоящим лакомым
кусочком для мотолюбителей. По всем техническим показателям Commando обогнал
своих современников, произведённых компаниями Triumph и BSA.
1972 год принёс
финансовые трудности компании BSA, поэтому правительство Великобритании обещало
поддержать брэнд, но только при условии, что тот сольётся с Norton-Villiers.
Это вылилось в 1973 в образование Norton Villiers Triumph (NVT). Через год
уходящее правительство отменило всяческие субсидии, но это уже не оказалось
проблемой для нового парламента – после всеобщего референдума компенсации
восстановили. В том же 1974 году фирма разразилась сразу четырьмя новыми
мотоциклами - 828 Roadster, Mark 2 Hi Rider, JPN Replica (John Player Norton) и
Mark 2a Interstate. Но в 1975 году ассортимент урезали до двух моделей, а затем
правительство потребовало погашения своего кредита и запретило внешние займы,
что подорвало иностранный рынок.
В 1980 году
компания прошла через несколько смен названия – в основном, из-за того, что
брэнд был популярен, его «разделили» на несколько частей (Norton в
Великобритании, Германии, США и остальном мире).
Строительство машин
под маркой Norton было возобновлено в крупных масштабах в 1988 году в городе
Личфилд. Новые модели принесли победу Norton в 1992 году на ралли Senior TT,
однако, продажи были невысокими. Новый двигатель, разработанный как для
гражданских, так и для военных мотоциклов, имел определенный успех, что привело
к созданию модели Classic ещё в 1987 году.
В 1991 году
генеральным директором фирмы по настоянию банка Midland стал Дэвид Макдональд,
которому было необходимо погасить долг в размере 7 миллионов долларов.
Макдональд продал активы компании Norton североамериканской фирме Wildrose
Investments. В 1993 году глава Wildrose Нельсон Скалбания переименовал
приобретённое им предприятие в Norton Motors Ltd. и назначил генеральным
директором свою дочь – Розанду.
В 1994 году права
на Norton Motors Ltd. были проданы Aquilini Investments, так как Скалбания был
не в состоянии вернуть деньги, которые он занимал для покупки. Через два года
завод Norton в Шенстоне продали компаниям Startright Motors (Лидс) и Reg Allen
Motorcycles (Актон, Лондон).
После раздела фирмы
стало известно, что в 2005 году группа бывших инженеров Norton спроектировала и
построила девять болидов для Формулы-1, а запасные части и детали мотоциклов
Norton используются целым рядом компаний (Andover Norton, Mick Hemmings, Norvil,
RGM Motors, Unity Equipe и Norman White).
|