История марки Jawa.
Мелкосерийное
производство мотоциклов было налажено в Чехословакии еще в первом десятилетии
прошлого века, однако новая страница в истории мототехники началась в 1929-м
году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек переоборудовал его для
выпуска мотоциклов. Янечек приобрел у немецкой фирмы Wanderer лицензию на
500-кубовую модель с задним приводом и выпустил первую базовую модель мотоцикла
под торговой маркой Jawa (Ява). Название марки расшифровывается достаточно
просто, так как это первые буквы имен ее создателей: «Ja» - от Janechek и «Wa»
- от Wanderer.
Первый мотоцикл
Jawa был не только тяжелым, но и дорогим, поэтому он не особенно вдохновил
потребителей. Нужно было спасать положение, и Янечек пригласил английского
конструктора Джорджа Уильяма Патчетта для разработки новой модели. Ожидания
Янечека оправдались: в 1932-м году был представлен легкий мотоцикл Jawa 175cc
Villiers, который достаточно быстро завоевал популярность. Вдохновленный
успехом, Янечек начал выпуск 250-кубовых и 350-кубовых мотоциклов с
четырехтактным двигателем для любителей мощной мототехники. В 1937-м году
состоялся дебют одной из самых популярных в то время модели - 100-кубового
мотоцикла Jawa-Robot.
К концу 30-х годов
завод мотоциклов Jawa стал играть весьма значимую роль в мотоиндустрии
Чехословакии, но в это же время выпуском мотоциклом занялся и другой оружейный
завод - CZ, который начал производить 100-, 125- и 350-кубовые мотоциклы с
двухтактным двигателем. Всю войну, вплоть до 1945 года, заводы CZ и Jawa
занимались изготовлением вооружения и ремонтом техники для фронта. На заводе
мотоциклов Jawa, тем не менее, не оставляли надежды вернуться к своей основной
продукции и даже сумели тайно спроектировать и провести испытания серии
мотоциклов, в результате чего в 1946-м году на Парижском автосалоне была
представлена модель Jawa 250/350 Perak. Мотоцикл произвел фурор, так как это
была новаторская модель с новой конструкцией рамы, гидравлическими
амортизаторами и коробкой передач, сопряженной с автоматическим выключением сцепления.
Спустя два года появилась Ява-350 с двухцилиндровым двигателем и гоночный
мотоцикл Jawa с двигателем объемом 498 куб.см.
«Золотое время»
завода мотоциклов Jawa пришлось на 50-60-е годы, когда модели Ява стали
экспортироваться в Советский Союз, который стал их основным потребителем. Это
были Ява-250 и Ява-350, хорошо знакомые советским любителям мотоспорта. Завод
стал активнее выпускать и гоночные мотоциклы, так как благодаря этим моделям
команда Чехословакии неоднократно побеждала в международных соревнованиях. 60-е
годы ознаменовались для завода мотоциклов Jawa большими переменами, так как по
решению правительства головной завод объединения Jawa в Праге был
переориентирован на выпуск изделий полупроводниковой промышленности. Для
производства мотоциклов Jawa было выделено другое предприятие, которое вместе с
заводом CZ начало выпускать унифицированные модели. В тот период времени
производились преимущественно спортивные мотоциклы для мотокроссов и
шоссейно-кольцевых гонок, а апофеозом стала выпущенная в конце 60-х модель Ява
с четырехцилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением.
В 70-х годах
мотоциклы Jawa продолжали активно экспортироваться в Советский Союз и в страны
Восточного блока. В 1973-м началось серийное производство модели Jawa-350/634 -
дорожного мотоцикла с модернизированным двигателем и новой трубчатой рамой.
Завод остался верен своим спортивным традициям и в те годы выпустил спортивные
мотоциклы Jawa для спидвея и многодневных соревнований, в которых команда
Чехословакии неоднократно становилась победительницей. Начало 80-х стало самым
сложным периодом для завода мотоциклов Jawa: на Западе оформился новый вид
классического мотоцикла - модель с четырехтактным двигателем и поршнем вместо
дискового золотника, и чехословацкие мотоциклы оказались далеки от этого «идеала».
После распада СССР мотоциклы Ява перестали быть востребованными и на своем
основном рынке сбыта, в результате чего головной завод Jawa оказался в
критической ситуации. В последующие годы были предприняты попытки модернизации
выпускаемых моделей, однако вернуть былой спрос на мотоциклы Jawa так и не
удалось.
Несмотря на это,
завод мотоциклов Jawa продолжал свою деятельность, и в 1987-м был выпущен
3-миллионный мотоцикл этой знаменитой марки. В 1997-м была образована новая
компания Jawa Moto, которая за прошедшее десятилетие выпустила несколько
моделей: в частности, Ява-650 Classic, Ява-650 Style и Ява-650 Dakar. Преемник
знаменитого производителя чехословацких мотоциклов компания Jawa Moto не забыла
о том, какую роль в истории чехословацкой мотоиндустрии сыграл экспорт в СССР.
Компания уже сообщала о своем намерении возобновить поставки мотоциклов Ява на
рынки стран бывшего Союза и активизировать их продажу. И у «Явы» это
обязательно получится, так как представлять мотоциклы Ява российским любителям
мотоциклов нет никакой необходимости.
|