История марки
BMW. История развития
BMW В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын
изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто, создают две
маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая война сразу принесла
многочисленные заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто решают
объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене возникает завод
авиационных двигателей, который в июле 1917 регистрируется под именем
Bayerische Motoren Werke (Баварские моторные заводы) — BMW. Эту дату и принято
считать годом основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями. После окончания
Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха, т. к. по Версальскому
договору немцам запретили производить двигатели для самолетов, а именно
двигатели в то время были единственной продукцией BMW. Но предприимчивые Карл
Рапп и Густав Отто находят выход из положения — завод перепрофилируется на
выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов. В1923 с
завода BMW выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923 года в Париже этот
первый мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию скоростной и надежной машины,
что подтвердилось абсолютными рекордами скорости на международных мотогонках
20-х—30-х годов. Одновременно
разрабатывают двигатель «Motor-4», окончательная сборка которого производится в
других странах Европы. В 1919 Франц Димер на самолете с этим двигателем,
поднявшись на высоту 9760 метров, устанавливает первый мировой рекорд BMW.
Производство получает дополнительный импульс после заключения секретного
соглашения с Советской Россией о поставке ей новейших авиадвигателей.
Большинство советских рекордных перелетов 30-х годов были выполнены на
самолетах, оборудованных двигателями BMW. В 1928 фирма
приобретает автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними и лицензию на
производство малолитражного автомобиля Dixi. Его производство начинается с
1929. Dixi — первый автомобиль BMW. В период экономических трудностей
малолитражка становится наиболее популярным автомобилем Европы. К началу Второй
мировой войны BMW — одна из наиболее динамично развивающихся фирм мира,
выпускающая технику со спортивной ориентацией. В ее активе несколько мировых
рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на открытом гидросамолете Dornier Wal,
оснащенном двигателем BMW, пересекает Северную Атлантику с востока на запад,
Эрнст Хенне на мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом, гидравлическими
амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение BMW), устанавливает
мировой рекорд скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч, не превзойденный никем в
течение последующих 14 лет. В1933 начат выпуск
модели «303» — первого автомобиля BMW 6-цилиндровым двигателем. В 1936 на BMW
выпускается знаменитая «328» — один из наиболее успешных спортивных
автомобилей. С ее появлением окончательно сформировалась идеология BMW, по сей
день определяющая концепцию новых моделей: «Автомобиль — для водителя».
Основной же конкурент, Mercedes-Benz, следует принципу:
«Автомобиль — для пассажиров». С тех пор каждая фирма идет своим путем,
доказывая, что именно ее выбор правилен. Победитель великого
множества соревнований — кольцевых гонок, ралли, состязаний в поднятии на холм,
— BMW 328 была адресована знатокам спортивного автомобиля и оставила далеко
позади все серийные спортивные машины. Начавшаяся война
приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдается
авиадвигателям. В 1944 BMW первой в мире начинает выпуск реактивного двигателя
BMW 109-003. Проводятся также испытания ракетных двигателей. Конец Второй
мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре завода, оказавшиеся в
Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы. Головной завод в Мюнхене
демонтирован англичанами. В связи с производством во время войны авиадвигателей
и ракет победители издают приказ о запрете производства на три года. Карл Рапп и Густав
Отто, не изменившие своей любви к моторам, решают опять начать все с нуля.
Разрабатывается 1-цилиндровый мотоцикл R24, собиравшийся в мастерских
практически кустарно. Он становится первым послевоенным изделием BMW. В 1951
появляется и первый послевоенный легковой автомобиль модели «501». Однако
финансового успеха он не приносит. В 1955 начинается
выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое поколение мотоциклов с полностью
подрессоренной ходовой частью, выходит малолитражка «псетта», странный симбиоз
мотоцикла с машиной. Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по
движению, имела огромный успех в нищей послевоенной Германии. Но из-за
последовавшего затем увлечения большими лимузинами и связанных с этим убытков
фирма оказывается на пороге краха. Это единственный случай за всю историю BMW,
когда неправильно была просчитана экономическая ситуация и выброшенные на рынок
машины не имели спроса. Встает вопрос о продаже фирмы. Mercedes-Benz поспешила объявить о ее покупке, но
этому воспрепятствовали мелкие акционеры, работники фирмы, ее торговые агенты. Перестроив
структуру капитала, BMW удается продолжить свою деятельность. Третий раз фирма
начинает все заново. С завода выходит BMW-1500, открывшая новый класс
спортивно-компактных автомобилей. Это было началом подъема на вершину
автомобилестроения. Последнее
тридцатилетие стало для BMW тридцатилетием побед. Открываются новые заводы,
выпускается первая в мире серийная турбомодель «2002-турбо», создается
антиблокировочная тормозная система, которой сейчас все ведущие
автопроизводители оснащают свои автомобили. Разрабатывается первое электронное
управление двигателем. В1983 Нельсон Пике на автомобиле Brabham BMW становится
чемпионом мира в гонках «Формула-1». В Мюнхене строится здание штаб-квартиры
концерна, а в Ашхайме открывается первый контрольно-испытательный полигон. Для
проектирования новых моделей построен Научно-исследовательский центр. В 1970-е
годы появляются первые автомобили знаменитых серий BMW — модели 3-й серии, 5-й
серии, 6-й серии, 7-й серии. В 1969 BMW
переводит производство мотоциклов в Берлин. Начинается выпуск новой серии
мотоциклов-«оппозитов». В 1976 на мотоцикле R100 RS впервые устанавливается
полноразмерный обтекатель. В 1983 выпускается одна из самых популярных моделей
мотоциклов — К100 с 4-цилиндровым рядным двигателем с жидкостным охлаждением и
впрыском топлива. В год столетия мотоцикла, в 1985, завод в Берлине выпускает
более 37 тысяч мотоциклов. В 1989 происходит презентация мотоцикла K 1. В год воссоединения
Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce GmbH, возвращается к своим
корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и в 1991 представляет новый
авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на рынке появляются спортивные
компактные автомобили третьего поколения 3-й серии и купе 8-й серии. Неплохим шагом для
фирмы стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких марок промышленной группы
Rover Group («Ровер Групп»), а вместе с ней и крупнейшего в Великобритании комплекса
по выпуску автомобилей марок Rover, Land Rover и MG. С покупкой этой фирмы
список автомобилей BMW пополнился недостающими автомобилями сверхмалого класса
и внедорожниками. В 1998 приобретена британская компания Rolls-Royce. С 1995 в серийную
комплектацию всех автомобилей BMW включается надувная подушка безопасности для
переднего пассажира и система противоугонной блокировки двигателя. В марте
этого же года запускается в производство универсал (touring) 3-й серии. Среди последних
моделей мотоциклов 90-х годов следует выделить туристский мотоцикл R100RT
Classic, оснащенный багажными кофрами и подогревом ручек руля. Другая модель из
этого семейства R100GS PD также предназначена для туристов. Эти мотоциклы
одержали четыре победы в международных ралли Париж — Дакар. Популярной моделью
стала F650, выпущенная в 1993. Кроме того, она оказалась вполне
конкурентоспособной по сравнению с японскими аналогами. В 1993 BMW начинает
разработку новых «оппозитов» R1100RS. (у этого мотоцикла впервые регулировалась
высота не только руля и подножек, но и седла), R1100GS (один из самых мощных
мотоциклов в мире). В 1994 были выпущены идентичные модели R850R и R1100RT.
Самым популярным из 4-цилиндровых мотоциклов BMW стала модель K1100RS
—туристский мотоцикл с обтекателем спортивного типа. Но самый представительный
и обустроенный мотоцикл — модель K1100LT, оснащенная огромным обтекателем с
электроприводом, регулировкой ветрового стекла, большими багажными кофрами и
антиблокировочной тормозной системой. В настоящее время
BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода, производит свою продукцию на
пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях, разбросанных по
всему миру. Это одна из немногих автомобильных фирм, не использующая на заводах
роботов. Вся сборка на конвейере идет только вручную. На выходе — только
компьютерная диагностика основных параметров автомобиля. В течение последних
30 лет только концернам BMW и Toyota удается работать с ежегодно
увеличивающейся прибылью. пмперия BMW, три раза за свою историю оказывавшаяся
на грани краха, каждый раз поднималась и достигала успеха. Для всех в мире
концерн BMW — синоним высоких стандартов в области автомобильного комфорта,
безопасности, техники и качества.
|