История марки Kreidler.
Расположенная в
пригороде Штуттгарта компания «Крайдлер Верке» (Kreidler Werke)
специализировалась на изготовлении металлических полуфабрикатов (труб, отливок,
штамповок и т.д.) для немецкой машиностроительной промышленности. Тем не менее,
в 1951 году эмблема компании появилась на мопеде «К50».
Одноцилиндровый
двухтактный 49-кубовый двигатель мощностью 2 л.с. был сблокирован с
двуступенчатой коробкой передач (переключение производилось при помощи
вращающейся рукоятки руля) и запускался педалями велосипедного типа.
Силовой агрегат был
подвешен к раме, изогнутой в виде буквы «U» из трубы большого диаметра. Спереди стояла простейшая
телескопическая вилка, заднее колесо было закреплено жестко. Вскоре появилась и
«люксовая» модификация «К51» с короткорычажной передней вилкой, задней
маятниковой подвеской и мотором, прикрытым штампованными панелями.
Дешевые и отлично
изготовленные, эти машины сразу же обеспечили компании хорошую репутацию и
высокие доходы. Осенью 1955 года гамму из двух мопедов дополнила скутеретта
«R50». Она представляла собой шасси «К50», накрытое штампованной облицовкой с
небольшим передним щитом и поликом под ногами; кикстартер заменил педали
велосипедного типа. Но главная новинка сезона - модернизированные двигатели,
которые стали устанавливать на все три модели. Впервые в практике мотоциклетных
моторов удалось избавиться от гильзы: ее заменил слой твердого хрома.
Совершенно новую
машину компания представила в 1957 году. Модель «Флоретт» (Florett) была
заявлена как легкий мотоцикл: она развивала максимальную скорость 65 км/ч при
действовавшем для мопедов ограничении 40 км/ч. Двухтактный 49-кубовый двигатель
с горизонтальным расположением цилиндра развивал мощность 3 л.с. и был
сблокирован с трехступенчатой коробкой передач.
Он по-прежнему имел
механизм переключения при помощи вращающейся рукоятки руля. Зеркало цилиндра
было покрыто твердым хромом. Рама сохранила U-образную форму, но
изготавливалась теперь из штампованных деталей. Впрочем, проем был почти
полностью закрыт установленным «по-мотоциклетному» горизонтальным бензобаком. Спереди
стояла длиннорычажная вилка типа «Ирлз» (Earles), сзади - маятниковая подвеска.
Мотоцикл отличался
прекрасным качеством изготовления, современной - по тем временам - внешностью и
выдающейся экономичностью. Все это сделало его лидером рынка ФРГ и соседних
стран. Сыграл свою роль и необычный рекламный ход: компания пообещала подарить
золотой зажим для галстука каждому, кто наездит на мотоцикле Kreidler 100 тыс.
км и исправно выполняла это обещание до конца 70 годов.
А чтобы постоянно
подогревать интерес к своей продукции, фирма развернула широкую спортивную
деятельность. Уже в 1959 году на основе серийной модели были созданы мотоциклы
для многодневных мотоциклетных соревнований и шоссейно-кольцевых гонок. Первый
успех пришел в Шестидневных соревнованиях ФИМ 1960 года: несколько немецких
спортсменов, выступавших на Kreidler завоевали золотые медали.
А в 1961 году ФИМ
впервые провела шоссейно-кольцевые соревнования на Кубок Европы в классе 50 см³.
Серию из восьми гонок выиграл гонщик команды Kreidler Ганс-Георг Аншайдт
(Hans-Georg Аnscheidt). Следует особо отметить тот факт, что его чемпионский
мотоцикл был создан на основе обычной дорожной машины: двигатель легко перенес
форсировку до 8 л.с. при 12000 об/мин.
В сезоне 1962 года
ФИМ впервые придала гонкам 50-кубовых мотоциклов статус чемпионата мира. По
этому случаю компания подготовила специальный гоночный мотоцикл. Двигатель,
сохранивший систему воздушного охлаждения и горизонтальное расположение
цилиндра, получил дисковые золотники на впуске и два карбюратора. В дополнение
к четырехступенчатой коробке передач установили трехступенчатую, так что гонщик
мог выбирать одно из 12 передаточных отношений.
Специальную раму
изготовили из труб из хромомолибденовой стали. Увы, Аншайдт в том сезоне занял
лишь второе место, проиграв Эрнсту Дегнеру (Ernst Degner) на Suzuki. Впрочем, эта относительная неудача не
отразилась на реноме компании, которая в том же году стала крупнейшим в ФРГ
производителем мототехники (фактически она в 1962 году изготовила столько же
мотоциклов, сколько все остальные западногерманские фирмы, вместе взятые).
Кроме базовой
модели началось производство варианта «Флоретт Супер» с форсированным до 4,2
л.с. двигателем, четырехступенчатой коробкой передач с ножным механизмом
переключения и максимальной скоростью 75 км/ч. Через пару лет мощность
двигателя этой версии подняли до 5,2 л.с., что потребовало пятиступенчатой
коробки передач.
Время для
модернизации семейства «Флоретт» подоспело в 1967 году: длиннорычажную переднюю
вилку сменила телескопическая, исчез проем между бензобаком и седлом, так что
машина окончательно приобрела «мотоциклетный» облик. На эти машины ставили две
версии силового агрегата: мощностью 2,9 л.с. и с трехступенчатой коробкой
передач, что при ограничении скорости величиной 40 км/ч выводило мотоцикл в
«бесправную» категорию, и мощностью 5,3 л.с. с пятиступенчатой коробкой
передач.
В 1970 году
дебютировала наиболее мощная версия «RSH» с двигателем мощностью 6,25 л.с. и
максимальной скоростью 85 км/ч. Параллельно с мотоциклами «Флоретт» с 1968 года
началось производство мопедов «МР» и «MF»; они сохраняли характерный для Kreidler
горизонтальный двигатель, имели открытую сверху раму и двухступенчатую коробку
передач.
Несмотря на то что
все эти годы компания активно участвовала в мотогонках, чемпионский титул ей
никак не давался: одноцилиндровый двигатель, созданный на основе серийного, не
мог конкурировать с двухцилиндровыми японскими конструкциями. Проблеск надежды
появился лишь в 1969 году, когда ФИМ установила ограничения для 50-кубового
класса: только один цилиндр, не более шести передач и минимальная масса 60 кг.
Любопытно, что
проект машины под эти условия заказал известному немецкому конструктору Йоргу
Моллеру (Jorg Moller) импортер из Амстердама Ван Веен (Van Veen), с 1967 года
активно финансировавший заводскую команду: Нидерланды в 60 годы стали важнейшим
экспортным рынком для Kreidler. Йорг спроектировал легкое трубчатое шасси, к
которому подвешивался горизонтальный двигатель жидкостного охлаждения,
форсированный до 17,5 л.с.
И, наконец, в 1971
году марке улыбнулась удача: голландец Ян де Вриз (Jan de Vries) добыл
вожделенный титул. Свой успех он повторил в 1973 году, в следующем году еще
одну золотую медаль принес Kreidler голландец Хенк ван Кессел (Henk van Kessel), а
в 1975 году - испанец Анхел Ньето (Angel Nieto).
В ту пору Kreidler был
лучшей 50-кубовой гоночной машиной, и независимые гонщики всеми правдами и
неправдами стремились заполучить себе экземпляр такого мотоцикла. Этот спрос
вдохновил Ван Веена на создание своего филиала в Германии. Компания, названная
«Крайдлер-Ван Веен Спорт» (Kreidler-Van Veen Sport), взялась за серийное
производство гоночных машин. В 1978 году она представила также спортивные
мотоциклы для мотокросса и соревнований эндуро с 50-кубовым мотором воздушного
охлаждения, форсированным до 12 л.с.
Увы, спортивные
успехи заслонили от руководства компании необходимость совершенствовать
серийную продукцию. Фактически основой модельной гаммы оставался все тот же
«Флоретт», в 1976 году получивший систему электронного зажигания, литые колеса
и дисковый передний тормоз. Лишь падение спроса в конце 70 годов заставило
спешно взяться за разработку новых моделей.
В конце 1980 года
дебютировали легкий мотоцикл «Флотт» (Flott) страдиционным 50-кубовым
горизонтальным двигателем, подвешенным к трубчатой раме, и серия с совершенно
новым вертикальным 79-кубовым мотором мощностью 8 л.с. - дорожный «Флоретт 80»
и мотоцикл двойного назначения «Мустанг 80». Увы, эти усилия уже не могли
спасти компанию, которая в 1982 году объявила о ликвидации мотопроизводства.
По иронии судьбы,
марка продолжала побеждать в соревнованиях даже после своего официального
исчезновения: на мотоцикле Kreidler швейцарец Штефан Дорфлингер (Stefan
Dorflinger) выиграл чемпионаты мира в 1982 и 1983 годах. Эти титулы стали
заслугой немецкой компании «Краузер», известного производителя мотоциклетных
аксессуаров, выкупившей гоночную команду после банкротства Kreidler.
|