Компания Zundapp (цундапп, цюндапп в русской
транскрипции) в наши дни совершенно забыта. Между тем, несколько десятков лет
назад это был один из крупнейших мотопроизводителей Германии, и продукция его
была не менее популярна, чем мотоциклы компании BMW.
Сегодня это имя известно только любителям
раритетной мототехники и, может быть, тем, кто глубоко интересуется вооружением
и транспортом времен Второй Мировой.
Фирма появилась в 1917 году и намеревалась
заняться выпуском взрывателей. Для этой цели был построен огромный завод,
который удалось запустить очень вовремя - как раз к окончанию войны. Процветать
бы и процветать производству, но по непонятным причинам спрос на гранаты и
снаряды вдруг резко упал.
Решено было, чтобы не скучать до второй мировой,
заняться мотоциклами. Эталоном стал английский «Левис». Дебют состоялся в 1922
году и назывался Zundapp Z22. Машина весила 60 кг, имела одноцилиндровый
двухтактный двигатель рабочим объемом 211 «кубиков» мощностью 2,25 л.с.,
ременной привод на заднее колесо и позиционировалась как «мотоцикл для всех»,
т. е. дешево и сердито. Немцы подтвердили свой рекламный лозунг: оказалось
дешево - рекордный заезд в Берлине показал расход топлива в 0,75 л на сотню (не
спрашивайте, где можно купить Z22 - не знаю), и сердито - машина доказала это
во время пробегов по Европе и Африке, разгоняясь аж до 65 км/ч. ММВЗ отдыхает!
Вскорости мотоцикл усовершествовали - довели
объем до 250 «кубов», сделали трехступенчатую КПП и цепной привод. В 1927 году
появились грузовые трайки.
В начале тридцатых в фирме появились новые
конструкторы - братья Рихард и Ксавьер Кюхены. Братки Кюхены лихо подняли
производство на новый уровень: в 1933 году стартовала линейка мотоциклов под
индексом К. Все мотоциклы этой серии имели двигатели, объединенные с
четырехступенчатой цепной КПП в единый блок привод валом на заднее колесо,
штампованные рамы. Появились мотоциклы с одноцилиндровым двухтактным двигателем
объемом 200 см³, двухцилиндровые четырехтактные оппозитные четырехсотки,
пятисотки и шестисотки и даже четырехцилиндровый оппозит объемом 800 «кубиков».
В 1935 году одноцилиндровик получил новый двигатель с трехканальной продувкой и
трубчатую раму - полегче, а в 1936 году появились варианты четыретактников с
верхнеклапанными движками.
Вторая
мировая война потребовала от мотопрома свою долю внимания и Zundapp сотворил
аппарат с двухцилиндровым верхнеклапанным движком объемом 750 см³, приводом на
коляску и четырехступенчатой КПП, имеющей заднюю передачу. Не шибко оригинально
- такие же машины предложила BMW, таким
стал и остался по сей день Урал. Из войны фирма вышла с разрушенным головным
заводом и вопросом «как жить дальше?». К 1947 году выпуск мотоциклов удалось
возобновить, но вопрос остался. Впрочем, довольно быстро разрешился: среднему
немцу того времени автомобиль был совсем не по карману и потому спрос на
мотоциклы был изрядный. Сначала выпускали 200-кубовый двухтактный агрегат, а в
1949 г появился Zundapp KS601, оснащенный двухцилиндровым четырехтактным
оппозитным двигателем с рабочим объемом 596 куб. см. и мощностью 28 л.с.
Максимальная скорость аппарата составила 140 км/ч.
В 1950 году мотоциклы получили переднюю
телескопическую вилку и свечную заднюю подвеску, а в 1953 году появилось новое
семейство мотоциклов под названием Elastic. Мотоциклы этой серии имели
двухтактные движки объемом 198 и 246 см³. В том же году начали выпускать мопеды
серии Сombinette и мотороллеры Bella. В 1959 году производство переехало на
новый завод. Правда, там тяжелый оппозит уже не выпускался - спрос на подобные
мотоциклы упал, их стали вытеснять с рынка автомобили. Многие конкуренты на
этом погорели, не сумев вовремя предугадать изменение рыночной конъюктуры. В
общем, молодцы они, «цундапские» маркетологи.
В итоге к началу шестидесятых Zundapp оказался
крупнейшим производителем мототехники в Германии. Производилась широкая гамма
аппаратов - мопеды и мокики, мотоциклы Trophy, мотороллеры Bella. В середине
десятилетия на смену старым моделям пришли новые современные легкие мотоциклы.
Первым стал Zundapp KS 50, дебютировавший в 1961 году. «Малыш» показал свою
резвость и выносливость во время испытаний на автодроме «Монца», где непрерывно
работая 144 часа проехал 10600 километров со средней скоростью 70,24 км/ч. -
каково!
В 1963 году появился 98-кубовый аналог KS
50. В 1968 году новые достижения: команда Zundapp побеждает в шестидневных
международных соревнованиях. В 1970 появляется Zundapp KS 125, имеющий
трубчатую дуплексную раму и двигатель мощность аж 15 л.с.
В 1972 году появилась новая модель, явно
опeредившая свое время и потому не совсем удачная с коммерческой точки зрения:
мокики c 500-ваттным электродвигателем. В том же году фирма приступила к
производству Zundapp KSSOWC "полтинникового" мотоцикла с жидкостным
охлаждением! В 1976 году появился Zundapp KS 175 оснащенный двигателем рабочим
объемом 163 см³ и мощностью 17 л.с. с жидкостным охлаждением, дисковым тормозом
переднего колеса и литыми дисками. Машина весила 120 кг и разгонялась до 130
км/ч. Кроме того производственная программа включала в себя и спортивные
мотоциклы, на одном и которых Андре Малербе выиграл чемпионаты по мотокроссу в
1973 и 1974 годах.
Великолепно работающее предприятие, прочно
занятая на рынке ниша, современное произвоство - что может угрожать такой
компании. Стремительно развивающийся японский мотопром, убил Zundapp. В 1984
году команда Zundapp выиграла чемпионат мира по шоссейно- кольцевым гонкам.
Красивый жест перед уходом со сцены: в 1985 году оборудование с заводов Zundapp
работало уже в Китае.
|